РАССМОТРЕНА
на заседании педагогического совета,
протокол № 1от 26 августа 2022 года
УТВЕРЖДЕНА
приказом от 26.08.2022 г. № 81
Директор: ___________С.В.Николаев
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
5 КЛАСС (ВАРИАНТ 2)
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ
Д. Сугайкасы, 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим умственную
отсталость (интеллектуальные нарушения) является физическое развитие, которое
происходит на занятиях по адаптивной физической культуре.
Целью занятий по адаптивной физической культуре является повышение
двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в
повседневной жизни.
Адаптированная рабочая программа основного общего образования МБОУ
«Сугайкасинская ООШ» Канашского района Чувашской Республики по предмету
«Адаптивная физическая культура» 5 класса (обучение на дому) обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по варианту 2 составлена на
основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), принятой на
Педагогическом совете (протокол № 4 от 23.05.2016), утверждённой приказом директора
школы (№ 38 от 23.05.2016) и обеспечена специальным УМК для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Адаптированная рабочая программа по предмету «Адаптивная физическая
культура» 5 класса (обучение на дому) обеспечивает достижение планируемых результатов
освоения Адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ
«Сугайкасинская ООШ» Канашского района Чувашской Республики. Адаптированная
рабочая программа по предмету «Адаптивная физическая культура» 5 класса (обучение на
дому) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
разрабатываются на основе: требований к личностным и предметным результатам
(возможным результатам) освоения АООП; программы формирования базовых учебных
действий.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
С УЧЁТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ЕГО ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Задачи по адаптивной физической культуре:
1) всестороннее гармоническое развитие и социализация обучающихся;
2) формирование необходимых в разнообразной двигательной деятельности знаний,
умений, навыков и воспитание сознательного отношения к их использованию;
3) совершенствование двигательных, интеллектуальных, волевых и эмоциональных
навыков;
4) воспитание нравственных качеств, приучение к дисциплинированности,
организованности, ответственности, элементарной самостоятельности.
5) играть в спортивные игры; укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика
болезней и возникновения вторичных заболеваний.
Наряду с вышеуказанными задачами в основе обучения физическим упражнениям
должны просматриваться следующие принципы:
- постепенное повышение нагрузки и переход к успокоительным упражнениям в конце
урока;
- чередование различных видов упражнений;
- подбор упражнений, соответствующих возрасту и развитию учащихся;
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
- коррекционная направленность обучения;
- оптимистическая перспектива;
Содержание предмета «Адаптивная физкультура» представлено следующими
разделами: «Теоретические сведения», «Коррекционные подвижные игры».
Физическая культура в классах для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья является составной частью всей системы работы с умственно отсталыми
обучающимися. Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно, и
находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым
обучением.
Физическое воспитание отличается от других видов воспитания тем, что в его основе
лежит обучение упорядоченным двигательным действиям, развитие физических
способностей и формирование связанных с ними знаний. Специфичность понятия
"адаптивная физическая культура" выражается в дополняющем определении "адаптивная",
что подчеркивает ее предназначение для людей с отклонениями в состоянии здоровья,
включая школьников с выраженным недоразвитием интеллекта.
В основу обучения положена система простейших физических упражнений,
направленных на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепление
здоровья, выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков у
обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Необходимо отметить, что
обучающиеся этой категории имеют значительные отклонения в физическом и
двигательном развитии. Это сказывается на содержании и методике уроков адаптивной
физической культуры. Замедленность психических процессов, конкретность мышления,
нарушения памяти и внимания обуславливает чрезвычайную медлительность образования
у них двигательных навыков.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальные,
групповые, коллективные (фронтальные). Ведущей формой работы учителя с
обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении
дифференцированного и индивидуального подхода. Урок состоит из четырех частей:
вводной, подготовительной, основной и заключительной. В работе с обучающимися с
умеренной и тяжелой умственной отсталостью целесообразно применять специальные
педагогические приемы, направленные на развитие интеллектуальной деятельности:
название движений, запоминание комбинаций движений по темпу, объему, усилению,
плавности. На уроках широко применяются упражнения, которые требуют четкой
дозировки силовых и пространственных компонентов движений. Чтобы учащиеся усвоили
алгоритм выполнения упражнений и инструкций педагога, требуется многократное
повторение, сочетающееся с правильным показом.
Адаптированная рабочая программа ориентирована на обязательный учёт
индивидуально-психологических особенностей обучающихся, так как воспитанники
представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Поэтому
важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение,
закрепление. Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет
коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной
деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с
преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой
межпредметных связей (речь и альтернативная коммуникация, математические
представления, изобразительная деятельность, предметно-практическая деятельность), а
также с возрастными и психофизическими особенностями развития обучающихся.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом МБОУ «Сугайкасинская ООШ» Канашского
района Чувашской Республики в 5 классе (обучение на дому) обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на изучение учебного предмета
«Адаптивная физическая культура» отводится 17 часов в год (0,5 часа в неделю).
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Личностными результатами обучающихся являются:
1) освоение доступной социальной роли обучающейся, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
2) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
3) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;
4) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определённому полу, осознание себя как «Я»;
5) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
6) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.
7) восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и
ограничений.
8) освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть,
стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств).
9) освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие
координационных способностей.
10) совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости.
11) умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и др.
12) соотнесение
самочувствия
с
настроением,
собственной
активностью,
самостоятельностью и независимостью.
13) умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость,
болевые ощущения, др.
Предметными результатами являются:
1) правильное выполнение упражнений;
2) расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями и
использование их в качестве средств укрепления здоровья;
3) формирование
элементарных
знаний
анатомии
человека,
о
законах
жизнедеятельности организма человека, о физиологическом и психологическом
воздействии тех или иных упражнений;
4) знакомство со специальной терминологии физических упражнений. Обучение
специальной терминологии физических упражнений;
5) обучение и применение дыхательной гимнастики.
Сформированность базовых учебных действий.
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся направлена на
развитие способности у детей овладевать содержанием адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Сугайкасинская ООШ» Канашского района
Чувашской Республики, обучением на дому по индивидуальному учебному плану (вариант
2)
Группа БУД
Учебные действия и умения.
- входить и выходить из зала со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного
помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения
1.
Подготовка
ребенка
к
(поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
нахождению и обучению в среде
сверстников, к эмоциональному,
- организовывать рабочее место;
коммуникативному
взаимодействию
с
группой
- принимать цели и включаться в деятельность;
обучающихся.
- следовать предложенному плану и работать в общем
темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие
необходимые помещения.
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на
задание):
2.
Формирование
поведения:
учебного
- умение выполнять инструкции педагога:
- использование по назначению учебных материалов:
- умение выполнять действия по образцу и по
подражанию:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на
выполнении посильного задания 3-4 мин.
3.
Формирование
выполнять задание:
умения
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен
выполнить посильное задание от начала до конца.
3) с заданными качественными параметрами:
- ориентируется в качественных параметрах задания
4.
Формирование
умения
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с
самостоятельно переходить от
помощью педагога;
одного
задания
(операции,
действия)
к
другому
в
- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности
соответствии с расписанием
(словесный или наглядный план) с помощью педагога.
занятий, алгоритмом действия.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» (17 ч)
№ Содержательная
п/п
линия
Коррекционно - развивающие задачи
Педагогические
средства, технологии
решения коррекционных
задач
Название
исходных
положений
физических
упражнений,
название
упражнений, физиологическая значимость Каждый урок
Теоретические упражнений.
планируется в
1
сведения
соответствии с
Название спортивного инвентаря основными
(гимнастическая стенка, гимнастическая дидактическими
скамейка, набивной мяч и т.п.).
требованиями:
Развитие ориентировки по конкретным постепенное
ориентирам (вход, выход, стены, потолок, повышение нагрузки и
пол, углы). Выполнение простейших переход в конце урока
исходных положений при выполнении к успокоительным
общеукрепляющих упражнений и движений упражнениям;
Коррекционные в
различных
пространственных чередование различных
2
подвижные
направлениях.
Овладение
приемами видов упражнений,
игры
правильного дыхания (по показу учителя) и подбор упражнений,
выполнение простейших заданий по соответствующих
словесной
инструкции
учителя. возможностям
Формирование
навыков
правильного обучающихся.
захвата различных предметов, их передача.
Выполнение упражнений с мячом.
Физическая подготовка (13 ч)
Построения и перестроения. Принятие исходного положения для построения и
перестроения: основная стойка,
Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Дыхательные упражнения:
произвольный вдох (выдох) через рот (нос), произвольный вдох через нос (рот), выдох через
рот
(нос).
Одновременное
(поочередное)
сгибание
(разгибание)
пальцев.
Противопоставление первого пальца остальным на одной руке. Круговые движения кистью.
Сгибание фаланг пальцев. Одновременные движения рукой в исходных положениях
«стоя», «сидя», «лежа» (на боку, на спине, на животе): вперед, назад, в стороны, вверх, вниз,
круговые движения. Движения головой: наклоны вперед (назад, в стороны), повороты.
Круговые движения прямой рукой вперед (назад).
Переход из положения «лежа» в положение «сидя» (из положения «сидя» в
положение «лежа»). Ходьба по доске, лежащей на полу.
Стойка у вертикальной плоскости в правильной осанке. Отход от стены с
сохранением правильной осанки.
Ходьба и бег. Ходьба в медленном темпе. Ходьба с изменением направления
движения. Преодоление препятствий при ходьбе.
Ползание, подлезание, лазание, перелезание. Ползание на четвереньках.
Броски, ловля, метание, передача предметов и перенос груза. Броски маленького
мяча вверх (о пол, о стенку). Ловля маленького мяча одной рукой. Бросание мяча. Сбивание
предметов малым мячом.
Коррекционные подвижные игры (4 ч)
Элементы спортивных игр и спортивных упражнений. «Слушай сигнал», «Отгадай по
голосу», «Волшебный мешок».
Коррекционные игры
«Запомни порядок», «Летает — не летает».
Игры с элементами общеразвивающих упражнений
«Повторяй за мной», «Фигуры».
Игры с бегом и прыжками
Игры с бросанием, ловлей и метанием
«Метко в цель», «Кто дальше бросит?», «Зоркий глаз», «Попади в цель».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (17 ч)
Коррекционные подвижные игры (4 ч)
Физическая подготовка (13 ч)
№
Тема
п/п
Основные виды учебной
деятельности
Теоретические сведения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Ориентировка в зале по конкретным
Знакомство с физкультурным залом, ориентирам. Различать оборудование
комнатой. Знакомство с оборудованием и для уроков физкультуры.
материалами для уроков физкультуры
Правила поведения во время занятий
физическими упражнениями.
Физическая подготовка
Упражнения
в
построении
парами.
Мягко приземляться в прыжках
Соблюдение правил игры «Стоп, хоп, раз».
Ходьба за учителем держась за руки: в
заданном
направлении
(к
игрушке). Выполнять простейшие упражнения
в определённом ритме.
Соблюдение правил игры
Ходьба за учителем держась за руки: между
Прокатывать мяч двумя руками и
предметами. Соблюдение правил игры
ловить его.
«Болото».
Ходьба за учителем держась за руки: по Ориентироваться в пространстве.
дорожке (ширина 20 см, длина 2-3 метра).
Соблюдение правил игры «Болото».
Различать оборудование для уроков
Поскоки на месте на двух ногах (держа за физкультуры.
руки или одну руку). Соблюдение правил
игры «Рыбаки и рыбки».
Ловить мяч. Выполнять простейшие
упражнения в определённом ритме.
Бег вслед за учителем. Соблюдение правил Проявлять интерес к предмету. Знать
игры «Рыбаки и рыбки».
движения
в
различных
пространственных направлениях.
Прокатывание мяча двумя руками друг
другу. «Запомни порядок».
Правильный захват мяча.
Ползание на четвереньках по прямой линии.
«Летает — не летает».
10
11
12
14
15
16
17
Упражнения в перешагивании через Выполнять простейшие упражнения
незначительные
препятствия
(веревку, в определённом ритме.
невысокие предметы) с помощью учителя
Игра «Слушай сигнал»
Прокатывать мяч двумя руками и
Прыжки на месте на двух ногах. Игра ловить его.
«Отгадай по голосу»
Упражнения в ходьбе в заданном Ориентироваться в пространстве.
направлении. Игры «Вот так позы!»,
Различать оборудование для уроков
«Совушка»
физкультуры.
Упражнения в перешагивании из круга в
круг Игра «Прыгающие воробушки»,
Ловить мяч. Выполнять простейшие
Бег в различных направлениях. Бег между упражнения в определённом ритме.
объемными модулями. Игра «Быстро по Проявлять интерес к предмету. Знать
местам!»
движения
в
различных
Ловля мяча, брошенного учителем (бросание пространственных направлениях.
мяча учителю) Игра «Кошка и мышки»
Упражнения в проползании на четвереньках Правильный захват мяча.
под дугой. Игры «Метко в цель», «Догони
мяч».
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Требования к оснащению учебной деятельности на уроках адаптивной физической
культуры в 5 классе образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) предусматривает как обычное для спортивных залов
школ оборудование и инвентарь, так и специальное адаптированное (ассистивное)
оборудование для детей с различными нарушениями развития, включая тренажеры,
инвентарь для подвижных и спортивных игр и др.
1. Спортивный зал;
2. Коврики (для упражнений сидя и лежа);
3. Гимнастические стенки;
4. Мячи: для тенниса, большие резиновые;
5. Обручи;
6. Скакалки;
7. Секундомер.