zelovek

РАССМОТРЕНА
на заседании педагогического совета,
протокол № 1от 26 августа 2022 года

УТВЕРЖДЕНА
приказом от 26.08.2022 г. № 81
Директор: ___________С.В.Николаев

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК»
5 КЛАСС (ВАРИАНТ 2)
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ

д. Сугайкасы, 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о
себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им
окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе
социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе
взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Адаптированная рабочая программа основного общего образования МБОУ
«Сугайкасинская ООШ» Канашского района Чувашской Республики по предмету
«Человек» 5 класса (обучение на дому) обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) по варианту 2 составлена на основе Адаптированной
основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), принятой на Педагогическом совете
(протокол № 4 от 23.05.2016), утверждённой приказом директора школы (№ 38 от
23.05.2016) и обеспечена специальным УМК для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Предмет «Человек» 5 класса (обучение на дому) обеспечивает достижение
планируемых результатов освоения Адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) МБОУ «Сугайкасинская ООШ» Канашского района Чувашской Республики.
Адаптированная рабочая программа по предмету «Человек» 5 класса (обучение на дому)
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
разрабатываются на основе: требований к личностным и предметным результатам
(возможным результатам) освоения АООП; программы формирования базовых учебных
действий.
Исходя из основной цели, задачами обучения являются:
- Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других:
- Умение соотнести себя со своим именем, своим изображением на фотографии,
отражением в зеркале.
- Иметь представление о собственном теле.
- Относить себя к определенному полу.
- Умение определять «моё» и «не моё».
- Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол доступными
средствами.
- Умение принимать помощь взрослого.
- Эмоционально – положительно относиться к гигиеническим процедурам.
- Проявлять максимально возможную самостоятельность в самообслуживании: при приеме
пищи, пользовании туалетом, выполнении гигиенических процедур, одевании и
раздевании.
- Умение производить отдельные доступные действия, операции по самообслуживанию и
выполнять их последовательно.
Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье:
- имеет представление о семье и её членах как близких людях;
- имеет представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей
социальной роли, основных занятиях членов семьи, быте и досуге семьи;
- выработка элементарных навыков ориентирования в социуме, использования бытовых и
учебных предметов;
- повышение уровня общего и речевого развития обучающихся;
- умение последовательно и правильно излагать свои мысли, принимать правильные
самостоятельные решения.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧЕЛОВЕК»
С УЧЁТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ЕГО ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших
умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план обусловлено значительным
отставанием умственно отсталых детей в своем развитии от своих сверстников с
нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный
характер, рассматриваются как коррекционные. В процессе изучения предмета
обогащается
и
уточняется
словарь,
формируются
навыки
сравнения
и
классификации описание предметов, явлений природы, установление элементарных
зависимостей, активного участия в беседе. Курс направлен на коррекцию познавательной и
речевой деятельности, высших психических функций. Основным методом обучения
является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями
окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений
за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта,
практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и
сюжетных картин. На экскурсиях обучающиеся знакомятся с предметами и явлениями в
естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных
чувственных восприятий. Наблюдая, обучающиеся учатся анализировать, находить
сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. В процессе
непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь
учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в
речь. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧЕЛОВЕК » В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом МБОУ «Сугайкасинская ООШ» Канашского
района Чувашской Республики в 5 классе (обучение на дому) обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на изучение учебного предмета
«Человек» отводится 17 часов в год (0,5 часа в неделю).
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА « ЧЕЛОВЕК »
Требования к результатам изучения предмета
Личностными результатами являются:
1. Осознание себя (в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей
принадлежности к определённому полу, как «Я»);
2. Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и
совместной деятельности;
3. Владение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
социуме;
4. Оценка своих поступков по принципу «хорошо»/«плохо», личная ответственность
за свои поступки на основе представлений о базовых нравственных нормах,
общепринятых правилах;
5. Владение правилами поведения в учебной ситуации;
6. Уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям;
7. Доброжелательность, эмоциональная отзывчивость по отношению к другим,
понимание и сопереживание чувствам других;
8. Владение навыками сотрудничества со взрослыми и детьми в разных социальных
ситуациях доступным образом;
9. Владение алгоритмом действий в игровой, учебной, бытовой ситуации;

10. Владение доступными знаниями, умениями,
индивидуальный вариант содержания образования.

навыками,

отражающими

Предметными результатами являются:
1. Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других:
 Умение соотнести себя со своим именем, своим изображением на фотографии,
отражением в зеркале.
 Иметь представление о собственном теле.
 Относить себя к определенному полу.
 Умение определять «моё» и «не моё».
 Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол доступными
средствами.
2. Участие в решении каждодневных жизненных задач, связанных с удовлетворением
первоочередных потребностей:
 Умение принимать помощь взрослого.
 Эмоционально – положительно относиться к гигиеническим процедурам.
 Проявлять максимально возможную самостоятельность в самообслуживании: при
приеме пищи, пользовании туалетом, выполнении гигиенических процедур,
одевании и раздевании.
 Умение
производить
отдельные
доступные
действия,
операции
по
самообслуживанию и выполнять их последовательно.
 Умение сообщать о своих потребностях и желаниях, боли или проблеме доступным
способом.
3. Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье:
 Имеет представление о семье и её членах как близких людях.
 Имеет представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей
социальной роли, основных занятиях членов семьи, быте и досуге семьи.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧЕЛОВЕК» (17 ч)
Адаптированная программа 5 класса (обучение на дому) предполагает работу по
разделам: «Представление о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и
раздевание», «Прием пищи».
Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о
своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа
жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и
профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и
вредных привычках, возрастных изменениях.
Раздел «Гигиена тела» включает задачи по формированию умений умываться,
мыться под душем, чистить зубы, мыть голову, стричь ногти, причесываться и т.д.
Раздел «Обращение с одеждой и обувью» включает задачи по формированию
умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании
и снятии предметов одежды.
Раздел «Прием пищи» предполагает обучение использованию во время еды
столовых приборов, питью из кружки, накладыванию пищи в тарелку, пользованию
салфеткой.

Задачи по формированию навыков обслуживания себя в туалете включены в раздел
«Туалет».
В рамках раздела «Семья» предполагается формирование представлений о своем
ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных
традициях. Обучающиеся учатся соблюдать правила и нормы культуры поведения и
общения в семье. Важно, чтобы образцом культуры общения для обучающихся являлось
доброжелательное и заботливое отношение к окружающим, спокойный приветливый тон.
Обучающиеся учатся понимать окружающих людей, проявлять к ним внимание, общаться
и взаимодействовать с ними.
Содержание разделов представлено с учетом возрастных особенностей. Например,
работа по формированию таких гигиенических навыков, как мытье рук, уходу за кожей
лица, мытью в душе.
Большинство разделов включает задачи, требующие обучения отдельным
операциям, например, при мытье рук обучающиеся учатся удерживать руки под струей
воды, намыливать руки и т.д. После того как обучающиеся их освоят, они учатся соблюдать
последовательность этих операций. Процесс обучения предусматривает поэтапность в
плане усложнения самих навыков. Например, формирование гигиенических навыков
начинают с формирования умения мыть руки, лицо, чистить зубы. На последнем этапе
обучения обучающиеся учатся принимать душ, мыть голову и т.д.
При формировании навыков самообслуживания важно объединять усилия
специалистов и родителей. Работа, проводимая в школе, должна продолжаться дома. В
домашних условиях возникает больше естественных ситуаций для совершенствования
навыков самообслуживания.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (17 ч)
Представление о себе (5 ч)
Прием пищи. Одевание и раздевание (4 ч)
Гигиена тела. Туалет (6 ч)
Семья (2 ч)
№п/п Тема урока

Основные
деятельности

виды

учебной

Представление о себе (5 ч)

1

2

3

Соотнесение себя со своим именем, своим Идентификация себя как мальчика
изображением на фотографии, отражением (девочки), юноши (девушки).
в зеркале.
Узнавание (различение) частей тела
Представление о собственном теле. (голова (волосы, уши, шея, лицо),
Отнесение себя к определенному полу.
туловище (спина, живот), руки (локоть,
ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня,
Умение определять «моё» и «не моё», пальцы, пятка). Знание назначения
осознавать и выражать свои интересы, частей тела.
желания.

4

Умение сообщать общие сведения о себе: Узнавание (различение) частей лица
имя, фамилия, возраст, пол, место человека (глаза, брови, нос, лоб, рот
жительства, интересы.
(губы, язык, зубы). Знание назначения
частей лица.
Знание вредных привычек.

5

Сообщение
о
состоянии
своего
Представления о возрастных изменениях здоровья. Называние своего имени и
человека, адекватное отношение к своим фамилии. Называние своего возраста
(даты рождения).
возрастным изменениям.
Сообщение сведений о себе.
Рассказ о себе.
Прием пищи. Одевание и раздевание (4 ч)

6

7

Умение обслуживать себя: принимать пищу Узнавание (различение) предметов
одежды. Знание назначения предметов
и пить.
одежды.
Узнавание
(различение)
деталей предметов одежды.
Умение обслуживать себя: одеваться и
раздеваться.
Узнавание (различение) предметов
обуви.

8

Умение сообщать о своих потребностях и
Соблюдение
последовательности
желаниях.
действий при раздевании.

9

Контроль своего внешнего вида.
Умение сообщать о своих потребностях и Различение лицевой (изнаночной),
передней (задней) стороны одежды,
желаниях.
верха (низа) одежды.
Гигиена тела. Туалет (6 ч)

10

Умение определять свое самочувствие (как
Различение вентилей с горячей и
хорошее или плохое), показывать или
холодной водой. Регулирование напора
сообщать о болезненных ощущениях
струи воды.
взрослому.

Умение соблюдать гигиенические правила в Вытирание рук полотенцем. Сушка рук с
соответствии с режимом дня (чистка зубов помощью автоматической сушилки.
11
утром и вечером, мытье рук перед едой и Нанесение крема на руки. Подстригание
после посещения туалета).
ногтей ножницами.
Вытирание
лица.
Соблюдение
последовательности действий при мытье
Умение выполнять доступные бытовые и вытирании лица. Чистка зубов.
13 виды работ: уборка, чистка одежды, обуви, Полоскание полости рта. Расчесывание
волос. Соблюдение последовательности
сервировка стола, др.
действий при мытье и вытирании волос.
12 Умение следить за своим внешним видом.

Умение соблюдать гигиенические и Мытье, чистка ушей. Вытирание ног.
14 санитарные правила хранения домашних Соблюдение
последовательности
вещей, продуктов.
действий при мытье и вытирании ног.
Соблюдение
последовательности
Умение использовать в домашнем хозяйстве действий при мытье и вытирании тела.
соблюдая
правила
15 инструменты,
безопасности.
Гигиена интимной зоны.
Семья (2 ч)
Знание своего имени и фамилии,
представления
о
членах
семьи,
Представления о членах семьи, родственных родственных отношениях в семье, имени
16
отношениях в семье
и фамилии отца, матери и других
родственников.
Знание об обязанностях членов семьи,
бытовой и досуговой деятельности
семьи.

Представления об обязанностях членов
17 семьи, бытовой и досуговой деятельности Знание
видов
деятельности
для
семьи.
организации своего свободного времени
и досуга семьи. Рассказ о себе. Знание
возрастных изменений человека
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Требования к оснащению учебной деятельности на уроках по предмету «Человек» в
5 классе (обучение на дому) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) учитывают современные представления о культуре и безопасности труда
обучающихся.
Оснащение учебной деятельности в начальной школе направлено на обеспечение:
• гигиенических требований к работе обучающихся,
• работы с моделями

Наименование объектов и средств материально-технического
Количество
обеспечения
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
1 экз.
(интеллектуальными нарушениями) Информация о размещении
на сайте ООП
Адаптированная рабочая программа основного общего
образования Информация о размещении на сайте ООП,
поучебному предмету «Человек» для 5 класса (обучение на дому) 1 экз.
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (по варианту 2)
Печатные пособия
1 экз.
Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в
соответствии с основными темами программы обучения.
1 экз.
Рабочие тетради с изображениями контуров взрослых и детей для
раскрашивания,
вырезания,
наклеивания,
составления
фотоколлажей и альбомов.
1 экз.
Предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением
членов семьи ребенка.
1 экз.
Пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения,
пиктограммы
с
изображением
действий,
операций
самообслуживания, используемых при этом предметов.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
1 экз.
Цифровые информационные инструменты и источники (по
основным темам программы): электронные справочные и учебные
пособия. (Видеоматериалы, презентации, мультипликационные
фильмы, иллюстрирующие внутрисемейные взаимоотношения)
1 экз.
Обучающие компьютерные программы, способствующие
формированию у детей доступных представлений по предмету.
Технические средства обучения
Персональный компьютер.
Демонстрационные пособия

1 экз.

1 экз.
Зеркала настенные и индивидуальные.
1 экз.
Тренажеры для обучения обращению с одеждой и обувью.
Экранно-звуковые пособия
Видеофрагменты
и
другие
информационные
объекты
(изображения, аудио- и видеозаписи), отражающие основные 1 экз.
темы предмета «Человек»
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Игры
1 экз.
Настольные развивающие игры.
1 экз.
Конструкторы.
1 экз.
Электронные игры развивающего характера.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Методические разработки педагогов

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».