matemat.

РАССМОТРЕНА
на заседании педагогического совета,
протокол № 1от 26 августа 2022 года

УТВЕРЖДЕНА
приказом от 26.08.2022 г. № 81
Директор: ___________С.В.Николаев

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»
5 КЛАСС (ВАРИАНТ 2)
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ

д. Сугайкасы, 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Математика является одним из важных общеобразовательных предметов в
образовательных организациях, осуществляющих обучение обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Основной целью обучения математики
является формирование элементарных математических представлений и умения применять
их в повседневной жизни.
Исходя из основной цели, задачами обучения математике являются:
1) сформировать представления о форме, величине; количественные (дочисловые),
пространственные, временные представления:
2) сформировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами,
составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических
задач с опорой на наглядность.
3) сформировать способностью пользоваться математическими знаниями при
решении соответствующих возрасту житейских задач.
Адаптированная рабочая программа основного общего образования МБОУ
«Сугайкасинская ООШ» Канашского района Чувашской Республики по предмету
«Математические представления» 5 класса (обучение на дому) обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по варианту 2 составлена на основе
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), принятой на Педагогическом
совете (протокол № 4 от 23.05.2016), утверждённой приказом директора школы (№ 38 от
23.05.2016) и обеспечена специальным УМК для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Адаптированная рабочая программа по предмету «Математические представления» 5
класса (обучение на дому) обеспечивает достижение планируемых результатов
освоения Адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ
«Сугайкасинская ООШ» Канашского района Чувашской Республики». Адаптированная
рабочая программа по предмету «Математические представления» 5 класса (обучение на
дому) обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) разрабатываются на основе: требований к личностным и предметным
результатам (возможным результатам) освоения АООП; программы формирования
базовых учебных действий.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»
С УЧЁТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ЕГО ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми
и множественными нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него
использования математических знаний. У большинства обычно развивающихся детей
основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с
выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими
представлениями без специально организованного обучения. Создание практических
ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы
математики, является важным приемом в обучении. Ребенок учится использовать
математические представления для решения жизненных задач: определять время по часам,
узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплачиваться в магазине
за покупку, брать необходимое количество продуктов для приготовления блюда

Формирование элементарных математических представлений о форме, величине,
количественных
(дочисловых), пространственных, временных представлениях.
Формирование представлений о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа
в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на
наглядность. Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при
решении соответствующих возрасту житейских задач.
Материал по предмету «Математические представления» представлен в
адаптированной рабочей программе 5 класса образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разделами: «Временные представления»,
«Количественные представления», «Представления о величине», «Представление о
форме», «Пространственные представления»
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного
материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей
действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях,
решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные
соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и
инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д.
Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления
блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении
количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов и т.д. Изучая цифры, у
ребенка закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона,
календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и
многое другое.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом МБОУ «Сугайкасинская ООШ» Канашского
района Чувашской Республики учебный предмет «Математические представления» в 5
классе (обучение на дому) образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) на изучение учебного предмета «Математические
представления» отводится 102 часа в год (3 часа в неделю).
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»
Личностными результатами обучающихся
являются
результаты,
обеспечивающие овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций,
необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру,
овладение ими социокультурным опытом. Личностными результатами являются:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определенному полу, осознание себя как "Я";
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его
органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира,
покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения;

7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Предметными результатами являются:
1) знание устной и письменной нумерации в пределах 100,
2) сложение и вычитание в пределах 10, 20 (без перехода и с переходом через десяток),
3) сложение и вычитание в пределах 100 на основе знания нумерации,
4) сложение и вычитание круглых десятков,
5) сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд,
6) овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении
соответствующих возрасту житейских задач,
7) умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками,
составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам,
соотносить время с началом и концом деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ» (102 ч)
Адаптированная программа 5 класса (обучение на дому) предполагает работу по
разделам:
«Количественные
представления»,
«Представления
о
величине»,
«Пространственные представления», «Временные представления», «Представление о
форме»
Временные представления (1 ч)
Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с
временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Понятия: «рано»,
«поздно». Составление последовательности событий. Называние времен года.
Количественные представления ( 82 ч)
Представление о числовой последовательности. Пересчет предметов. Узнавание
цифр. Соотнесение цифры с количеством предметов. Написание цифры.
Сложение и вычитание в пределах 10, 20 (с переходом и без перехода через десяток)
сложение и вычитание в пределах 100 на основе знания нумерации, сложение и вычитание
круглых десятков, сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд.
Представления о величине (10 ч)
Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение
предметов по величине. Понятие «Большой - маленький». Составление упорядоченного
ряда (по убыванию, по возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных
предметов. Сравнение предметов по длине. Различение по ширине однородных и
разнородных предметов. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по
высоте. Сравнение предметов по высоте. Сравнение предметов по весу.
Представление о форме (4 ч)
Различение круглых и некруглых геометрических тел. Различение некруглых
геометрических тел. Соотнесение геометрических тел с названием («шар», «куб»,

«призма», «параллелепипед»). Соотнесение геометрического тела с геометрической
фигурой (куб – квадрат, шар – круг, треугольная призма – треугольник, параллелепипед –
прямоугольник). Соотнесение предмета с геометрическим телом, геометрической фигурой.
Рисование геометрической фигуры («треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «круг»).
Пространственные представления (4 ч)
Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, право, лево). Определение
месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко»,
«сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в
заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»).
Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»).
Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких
частей. Составление ряда из предметов, изображений. Определение месторасположения
предметов в ряду.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (102 ч)
Временные представления (1 ч)
Количественные представления (82 ч)
Представления о величине (10 ч)
Представление о форме (4 ч)
Пространственные представления (4 ч)

№
п/п

Тема урока

1

Диагностический урок.

Основные виды учебной
деятельности

Представление о величине. (10 ч)
Временные представления. (1 ч)
2

Различение предметов по величине. Понятие
«Большой - маленький». Число и цифра 1.

3

Различение предметов по высоте. Понятие
«Высокий - низкий». Число и цифра 2.

4

Различение предметов по ширине. Понятие
«Широкий - узкий». Число и цифра 3.

5

Сравнение предметов по длине. Понятие
«Длинный – короткий». Число и цифра 4.

6

Сравнение предметов по весу. Понятие
«Тяжелый - легкий». Число и цифра 5.

7

Различение предметов по величине. Понятие
«Глубокий - мелкий». Число и цифра 6.

8

Различение предметов по величине.
Понятие «Толстый - тонкий». Число и цифра 7.

Формирование умения различать и
сравнивать предметы по форме,
размеру, массе, длине, величине.
Вступать в общение, слушать
другого, соблюдать правила
общения;
осуществлять группировку
материала по заданным критериям.

9

Различение предметов по величине. Понятие
«Большой – маленький - средний». Число и
цифра 8.

10

Временные представления. Понятие «Рано поздно. Вчера – сегодня - завтра». Число и
цифра 9.

11

Различение предметов по количеству. Понятие
«Много - мало». Число и цифра 0.

12

Сравнение предметов по величине, длине,
ширине, весу, количеству. Числа в пределах 10.
Расположение на листе бумаги (2 ч)

13

Перемещение в пространстве в заданном
направлении. Понятие «Справа, слева».

14

Ориентация на плоскости. Понятие «Вверху внизу - в середине».

Формирование умения ориентации
на плоскости.

Отношение порядка следования (2 ч)
15

Определение месторасположения предметов в
ряду. Понятие «Первый - последний».

16

Определение месторасположения предметов в
ряду. Понятие «Перед, после, между, за».

Формирование умения
ориентироваться в ряду.

Количественные представления (82 ч)
17

Устная нумерация чисел в пределах 20.

18

Письменная нумерация в пределах 20.

19,
Устная и письменная нумерация в пределах 20.
20
21, Сложение и вычитание в пределах 20 на основе
22
знания нумерации. (+/- 1)
23, Разрядный состав чисел в пределах 20. Единицы,
десятки.
24
25, Сложение и вычитание в пределах 20 на основе
разрядного состава чисел.
26
2730

Сложение и вычитание в пределах 20 без
перехода через десяток.

Умение выполнять инструкции
педагога

3134

Сложение и вычитание в переделах 20 с
переходом через десяток.

3536

Сложение и вычитание в пределах 20.

3740

Устная нумерация чисел в пределах 100.

41 44

Письменная нумерация в пределах 100.

45Устная и письменная нумерация в пределах 100.
46
47- Сложение и вычитание в пределах 100 на основе
50
знания нумерации. (+/- 1)
5152

Разрядный состав чисел в пределах 100.
Единицы, десятки, сотни.

53- Сложение и вычитание в пределах 100 на основе
56 разрядного состава чисел вида:40+6, 46-6, 46-40.
5760

Сложение и вычитание в пределах 100 без
перехода через десяток вида: 46+3, 46-3.

6164

Сложение и вычитание в переделах 100 без
перехода через десяток вида: 46+30, 46-30.

6568

Сложение в пределах 100 с образованием
десятка вида 47+3.

6972

Вычитание в пределах 100 вида: 40-3.

7376

Сложение в пределах 100 вида: 47+23.

7780

Вычитание в пределах 100 вида: 40-23.

8184

Сложение в пределах 100 с переходом через
разряд вида: 47+5.

8588

Вычитание в пределах 100 с переходом через
разряд вида: 45-7.

8992

Сложение в пределах 100 с переходом через
разряд вида: 47+25.

9396

Вычитание в пределах 100 с переходом через
разряд вида: 45-27.

Умение выполнять инструкции
педагога

9798

Сложение и вычитание в пределах 100.
Геометрический материал (4 ч)

99

Различение круглых и некруглых
геометрических тел. Круг

100

Соотнесение геометрических тел с названием.
Квадрат. Прямоугольник

101

102

Соотнесение геометрических тел с названием.
Треугольник
Рисование геометрической фигуры. Точка.
Прямая линия. Кривая линия.

Формирование умения
представления о геометрических
формах.
Умение выполнять инструкции
педагога;
использование по назначению
учебных материалов;
Умение выполнять действия по
образцу и по подражанию.

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Требования к оснащению учебной деятельности на уроках «Математического
представления» в 5 классе (обучение на дому) образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учитывают современные представления о
культуре и безопасности труда учеников.
Оснащение учебной деятельности в начальной школе направлено на обеспечение:
• гигиенических требований к работе обучающихся,
• работы с моделями,
Наименование объектов и средств материально-технического
обеспечения

Количество

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью
1 экз.
(интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Сугайкасинская
ООШ» Канашского района Чувашской Республики
Адаптированная рабочая программа основного общего
образования МБОУ «Сугайкасинская ООШ» Канашского района
Чувашской Республики по предмету «Математические 1 экз.
представления» для 5 класса (обучение на дому) обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Печатные пособия
Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы)
1 экз.
в соответствии с основными темами программы обучения.
Карточки с заданиями по предмету «Математические
представления» для 5 класса.

1 экз.

Различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч.
1 экз.
природного)
Пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10);

1 экз.

Мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных
моментов и др. событий

1 экз.

Карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет

1 экз.

Макеты циферблата часов

1 экз.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Цифровые информационные инструменты и источники (по
основным темам программы): электронные справочные и
учебные пособия
Обучающие компьютерные
формированию
у
детей
представлений.

программы,
доступных

1 экз.

способствующие
математических 1 экз.

Технические средства обучения
Персональный компьютер.

1 экз.
Демонстрационные пособия

Наглядные пособия для изучения состава чисел (в том числе
карточки с цифрами и другими знаками).

1 экз.

Демонстрационные измерительные инструменты и
приспособления (размеченные и неразмеченные линейки,
наборы угольников, мерки).

1 экз.

Демонстрационные пособия для изучения геометрических
величин (длины): палетка, квадраты (мерки) и др.

1 экз.

Демонстрационные пособия для изучения геометрических
фигур: модели геометрических фигур и тел; развёртки
геометрических тел.

1 экз.

Экранно-звуковые пособия
Видеофрагменты и другие информационные объекты
(изображения, аудио- и видеозаписи), отражающие основные
темы курса математики

1 экз.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Объекты, предназначенные для счёта.

1 экз.
Игры

Настольные развивающие игры.

1 экз.

Конструкторы.

1 экз.

Электронные игры развивающего характера.

1 экз.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Методические разработки педагогов

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».