ruznojtrud 1-4 aoop

Приложение
К АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
РУЧНОЙ ТРУД
I вариант
1 - 4 класс

Составитель: Васильева Татьяна Петровна, учитель начальных классов

д. Сугайкасы, 2022

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Ручной труд» разработана в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);
-Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант I) МБОУ «Сугайкасинская ООШ» Канашского района Чувашской Республики;
- Учебным планом МБОУ «Сугайкасинская ООШ» Канашского района Чувашской Республики.
Труд – это основа любых культурных достижений, один из главных видов деятельности в жизни человека.
Огромное значение придаётся ручному труду в развитии ребёнка, так как в нём заложены неиссякаемы резервы развития его личности,
благоприятные условия для его обучения и воспитания.
Данная программа реализуется через следующий Учебно-методический комплекс:


Технология. Ручной труд. 1 класс: учеб.для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы
/Л.А.Кузнецова, Я.С. Симукова.- 9-е изд.-М.: Просвещение, 2018.-143с.



Технология. Ручной труд. 2 класс: учеб.для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы
/Л.А.Кузнецова, Я.С. Симукова.- 9-е изд.-М.: Просвещение, 2018.-143с.



Технология. Ручной труд. 3 класс: учеб.для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы
/Л.А.Кузнецова, Я.С. Симукова.- 9-е изд.-М.: Просвещение, 2018.-143с.



Технология. Ручной труд. 4 класс: учеб.для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы
/Л.А.Кузнецова, Я.С. Симукова.- 9-е изд.-М.: Просвещение, 2018.-143с.
Общая характеристика учебного предмета

Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности учащегося младшего возраста с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующее профильному
обучению в старших классах. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей,
формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно- преобразующей деятельности.
Задачи изучения предмета:
- формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека.
- формирование представлений о гармоничном единстве природногои рукотворного мира и о месте в нём человека.
- расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей расширение знаний о
материалах и их свойствах, технологиях использования.
— формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности.
— формирование интереса к разнообразным видам труда.

—
—
—
—

развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи).
развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений.
развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов
деятельности в соответствии с поставленной целью).
— формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации.
— формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное
воспитание и развитие социально ценных качеств личности.
— Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных особенностей, которая предусматривает:
— коррекцию познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у
них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте
существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
— развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в
задании, планировании работы, последовательном изготовлении изделия;
— коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно
повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала.
Специфической особенностью программы является применение наглядного материала. Эффективность применения наглядных средств в
основном объясняется тем, что при зрительном восприятии образы изучаемого материала быстрее формируются и остаются в памяти, чем
создаваемые только на основе речевого сообщения. К наглядным средствам относятся реальные предметы, изображения, трудовые действия, с
помощью которых раскрывается сущность воспринятого обучающимися. Необходимым наглядным средством служит образец (практический
показ приема
работы).
Его цель состоит
в
восприятии
и первоначальном запоминании обучающимися трех составляющих приема работы:
-образа результата действий;
-орудия труда;
-образа трудовых движений.
Трудности, которые испытывают обучающиеся при усвоении теоретических знаний, хорошо известны. Поэтому, именно применение
наглядных средств является отличным способом развития умений детей, активизирует внимание, улучшает восприятие учебного процесса.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета «Ручной труд» отводится:
в 1 классе по 2 часа в неделю, курс рассчитан на 66 часов (33 учебные недели).
во 2 классе отводится 1 час в неделю, курс рассчитан на 33 часа (33 учебные недели).
в 3 классе отводится 1 час в неделю, курс рассчитан на 33 часа (33 учебные недели).
в 4 классе отводится 1 час в неделю, курс рассчитан на 33 часа (33 учебные недели).
Возможны уменьшения количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул,
выпадения уроков на праздничные дни.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Для детей с умственной отсталостью не может быть единого стандарта, так как возможности в развитии, коррекции и адаптации каждого
ребенка строго индивидуальны. Освоение обучающимися программы, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов
результатов:

Личностных;

Предметных.
Личностные результатыосвоения программы включают:

индивидуально-личностные качества

социальные (жизненные ) компетенции обучающейся

социально значимые ценностные установки.
Личностные результаты формируются за счет реализации программ отдельных предметов, курсов коррекционно-развивающей области,
курсов внеурочной деятельности, так и программ формирования базовых учебных действий, воспитания обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, коррекционной работы.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты освоения программы:
Требования ФГОС образования обучающихся с УО
(интеллектуальными нарушениями) к личностным
результатам

Индикаторы достижения требований личностных результатов
(содержание показателя)

Формирование целостного, социально ориентированного
взгляда на мир в его органичном единстве природной и
социальной частей;

Бережно относиться к окружающему миру (через трудовое и
экологическое воспитание: дежурство, поручения).

Формирование уважительного отношения к иному мнению,

Уметь выслушать иное мнение.

Развитие адекватных
представлений о собственных возможностях
Овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире
Овладение социально бытовыми умениями, используемыми в
повседневной жизни

Ориентироваться в классе, школе (знать, где классный кабинет,
спортзал, столовая, расписание уроков и т.д.).
Уметь обратиться с просьбой (например, о помощи) или
сформулировать просьбу о своих потребностях.
Знать и соблюдать нормы и правила поведения в общественных
местах.
Выполнять поручения в школе ( выполнить уборку, провести
дежурство и т.д.»).

Выполнять насущно необходимые действия (бытовые навыки:
самостоятельно поесть, одеться, и т.д.).
Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами
социального взаимодействия
Способность к осмыслению социального окружения, своего
места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей

Участвовать в повседневной жизни класса и школы.
Уметь адекватно общаться со сверстниками и взрослыми
Уметь корректно привлечь к себе внимание.
Уметь выразить свои чувства: отказ, недовольство, благодарность,
сочувствие, просьбу

Принятие и освоение социальной роли обучающегося,
формирование и развитие социально значимых мотивов
учебной деятельности

Участвовать в процессе обучения в соответствии со своими
возможностями.
Формирование мотивации к обучению
Знать и выполнять правила учебного поведения.
Уметь работать в группе сверстников: принимать и оказывать
помощь, адекватно высказывать свое мнение и выслушивать чужое.
Адекватно оценивать свою работу и работу других
Уметь сотрудничать со взрослыми: принимать помощь, адекватно
общаться и реагировать на замечания.
Проявлять в отношениях со взрослыми и сверстниками
доброжелательность, отзывчивость, сопереживание.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях

Развитие этических чувств, доброжелательности

Программа ориентирована на достижение обучающимися базовых учебных действий.
Личностные учебные действия обучающиеся должны демонстрировать:
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
Предметные результаты:
Минимальный уровень
Знать:
- правила организации рабочего места;
- названий инструментов, необходимых на уроках
ручного труда, их устройства, правил техники
безопасной работы с колющими и режущими
инструментами;

К концу обучения в 1 классе
Достаточный уровень
Знать:
-правила рациональной организации труда, включающих упорядоченность
действий и самодисциплину;
-названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства;
-знать и использовать правила безопасной работы с режущими и колющими
инструментами соблюдать санитарно-гигиенические требований при

- приемы работы с бумагой, работы пластилином,
природным материалом, нитками;
- приемы, формообразования, соединения деталей;

выполнении трудовых работ;
-приемы работы с бумагой, работы пластилином, природным материалом,
нитками;
-приемы, формообразования, соединения деталей;

Уметь:
-ориентироваться в задании, сравнивать образец с
натуральным объектом с частичной помощью
учителя;
-уметь по вопросам дать отчет о последовательности
изготовления изделий;
-правильнорасполагать детали, соблюдать
пропорций, рационально располагать материал на
рабочем столе;
-употреблять в речи слове, характеризующих
пространственные признаки предметов и
пространственные отношений между ними.

К концу обучения во 2 классе
Минимальный уровень

Достаточный уровень:

Знать:
- правила организации рабочего места;
- названий инструментов, необходимых на уроках
ручного труда, их устройства, правил техники
безопасной работы с колющими и режущими
инструментами;
- приемы работы с бумагой, работы пластилином,
природным материалом, нитками;
- приемы, формообразования, соединения деталей;
Уметь:
-самостоятельно ориентироваться в задании,
сравнивать образец с натуральным объектом,
чучелом, игрушкой;
-уметь по вопросам дать отчет о последовательности

Знать:
-правила рациональной организации труда, включающих упорядоченность
действий и самодисциплину;
-названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства;
-знать и использовать правила безопасной работы с режущими и колющими
инструментами соблюдать санитарно-гигиенические требований при
выполнении трудовых работ;
-приемы работы с бумагой, работы пластилином, природным материалом,
нитками;
-приемы, формообразования, соединения деталей;
Уметь:
-Самостоятельно сравнивать образец изделия с натуральным объектом.
-Самостоятельно составлять план работы над изделием.
-Выполнять изделия с частичной помощью учителя и самостоятельно.

изготовления изделий;
-правильно располагать детали, соблюдать
пропорций, рационально располагать материал на
рабочем столе;
-употреблять в речи слове, характеризующих
пространственные признаки предметов и
пространственные отношений между ними.

-Уметь придерживаться плана при выполнении изделий.
-Осуществлять текущий отчет о проделанной работе.
-Подробно анализировать свое изделие по отдельным вопросам учителя и
самостоятельно.
-Употреблять в речи техническую терминологию.
-Самостоятельно ориентироваться на листе бумаги и подложке.
-ориентироваться при выполнении объемных работ, правильное расположение
деталей, соблюдение пропорций и размеров.
К концу обучения в 3 классе

Минимальный уровень
Знать:
- правила организации рабочего места;
- названий инструментов, необходимых на уроках
ручного труда, их устройства, правил техники
безопасной работы с колющими и режущими
инструментами;
- приемы работы с бумагой, работы пластилином,
природным материалом, нитками;
- приемы, формообразования, соединения деталей;
Уметь:
-самостоятельно ориентироваться в задании,
сравнивать образец с натуральным объектом,
чучелом, игрушкой;
-уметь по вопросам дать отчет о последовательности
изготовления изделий;
-правильно располагать детали, соблюдать
пропорций, рационально располагать материал на
рабочем столе;
-употреблять в речи слове, характеризующих
пространственные признаки предметов и
пространственные отношений между ними.

Достаточный уровень
Знать:
- Правила безопасной работы и личной гигиены при работе с колющими и режущими
инструментами, применяемыми для обработки различных материалов,
предусмотренных программой.
- Названия изученных материалов и инструментов, их назначение;
- Способы и приемы обработки различных материалов, предусмотренных
программой;
- Правила планирования и организации труда.
Уметь:
- Ориентироваться в задании с помощью учителя и самостоятельно.
- Сравнивать образец с натуральным объектом, чучелом, игрушкой,
иллюстрацией.
-Составлять план работы, осуществлять текущий контроль выполнения
изделияс помощью учителя и самостоятельно.
- Подбирать материалы и инструменты для работы с помощью учителя и
самостоятельно.
- Выполнять работы с помощью учителя и самостоятельно.
- Придерживаться плана при выполнении изделия.
- Производить отчет об этапах изготовления изделия по вопросам учителя и
самостоятельно.
- Производить отчет о технологии изготовления отдельных частей изделия и
небольших изделий по вопросам учителя.
- Анализировать своё изделие.
- Употреблять в речи техническую терминологию.

- Употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки
предметов, и слова, обозначающие пространственные отношения предметов.
- Соблюдать пропорции и размеры, правильное расположение деталей.

Минимальный уровень
 знание правил организации рабочего места и
умение его организовать в зависимости от
характера выполняемой работы, (с помощью
учителя);
 знание названий материалов, используемых на
уроках ручного труда; знание и соблюдение правил
при работе с ними;
 знание названий инструментов, необходимых на
уроках ручного труда, правил техники безопасной
работы с колющими и режущими инструментами;
 знание приемов работы, используемые на уроках
ручного труда;
 анализ объекта, подлежащего изготовлению,
выделение и называние его признаков и свойств;
определение способов соединения деталей (с
помощью наводящих вопросов учителя);
 пользование
доступными
технологическими
(инструкционными) картами;
 составление стандартного плана работы по пунктам
( коллективно с направляющей помощью учителя);
 владение некоторыми технологическими приемами
ручной обработки материалов;
 использование в работе доступных материалов;
 выполнение
несложного
орнамента
самостоятельно.

К концу обучения в 4 классе
Достаточный уровень
 знание правил рациональной организации труда, включающих
упорядоченность действий и самодисциплину;
 знание видов художественных ремесел;
 нахождение необходимой информации в материалах учебника;
 знание и использование правил безопасной работы с режущими и
колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических
требований при выполнении трудовых работ;
 осознанный подбор материалов по их физическим, декоративнохудожественным и конструктивным свойствам;
 отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной
обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;
экономное расходование материалов;
 использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана
работы над изделием с опорой на предметно-операционные и
графические планы, распознавание простейших технических рисунков,
схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними
в процессе изготовления изделия;
 осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических
действий и корректировка хода практической работы;
 оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на
образец);
 установление причинно-следственных связей между выполняемыми
действиями и их результатами;
 выполнение общественных поручений по уборке класса/мастерской после
уроков трудового обучения.

Содержание учебного предмета
В 1 классе:

Работа с природным материалом:
-Экскурсии на природу в разное время года («Цветы на клумбах», «Снежки», «Лепка снеговика», «Иней на ветках», «Распускание почек на
ветках», «Клумба весной» и др.).
-Сбор листьев клена, березы, тополя. Панно из засушенных листьев «Осень», «Узор из засушенных листьев на полосе», «Иней на ветках
зимой» и др.
Работа с пластилином:
-Знакомство со свойствами пластилина, условиями хранения, подготовка к работе.
-Упражнения в раскатывании пластилина. Изготовление бубликов, баранок.
-Способ размазывания пластилина. Изготовление огурца, елочки способом размазывания на заготовках.
-Подбор пластилина по цвету. Изготовление овощей.
-Изготовление способом размазывания плоской игрушки.
- Лепка раскатыванием столбиков, плетенок, кренделей, батона, булочек.
-Упражнения в раскатывании столбиков разной толщины (понятия «длина», «толщина»). Изготовление улиток. Обыгрывание композиции
«Семья улиток».
-Изготовление елок, самолетов. Обыгрывание композиции «Самолеты над лесом».
-Лепка шариков, орешков (скатывание шара). Повторение понятия величины (больше, меньше, еще меньше). Обыгрывание композиции
«Гусеницы на листочке».
-Скатывание шара и столбика, лепка погремушки.
-Лепка печенья (овсяное). Обыгрывание композиции «Печенье и пирожные для куклы».
-Изготовление из столбиков лесенки-заборчика. Составление композиции «Улица».
-Лепка по образцу яблока, помидора (форма шара).
-Лепка по образцу предметов овальной формы (огурец, картофель, слива, банан). Составление композиции.
-Лепка: «Мишка-неваляшка», «Зайчик-неваляшка», «Птичка-невеличка» (с использованием природного материала), «Утенок и цыпленок»,
«Миска, вазочка, блюдечко». Обыгрывание композиции «Угощение для куклы».
Работа с бумагой:
-Обыгрывание и наклеивание композиций: «Дождь идет», «Цветы на клумбе», «Узор на ковре», «Осень в лесу».
-Обыгрывание, наклеивание на плоских макетах композиции «Зажглись в домах разноцветные огоньки».
-Резание ножницами полосок. Изготовление цепочки, бабочки, разных узоров на панно.
-Складывание основы листа. Изготовление книжки, тетрадки.
-Изготовление складыванием бумаги летающих игрушек (стрела, змей, самолетик).
-Изготовление открытки из сложенных квадратов.
-Изготовление складыванием бумаги парусника, вертушки, вазы.
-Изготовление подарка «Цветы в вазе».
-Складывание — сгибание бумаги. Изготовление стаканчика, корзиночки, тюльпана объемного.
-Резание ножницами полос, квадратов по сгибу. Аппликация предметов из геометрического материала.
-Резание по кривой (разметка по шаблону).
-Аппликация.

Работа с нитками:
-Сматывание клубка. Шнурок. Кисточка. Косичка.
Во 2 классе:
Работа с глиной и пластилином.
Лепка из пластилина молотка.
Лепка из пластилина чашки конической формы.
Лепка чашки цилиндрической формы.
Лепка чайной посуды в форме шара.
Лепка фигурок из целого куска пластилина.
Лепка композиции к сказке «Колобок».
Работа с природными материалами
Изготовление игрушек из желудей.
Изготовление игрушек из скорлупы ореха.
Аппликация из засушенных листьев.
Композиция из шишки и листьев «Пальма». Вышивка.
Работа с бумагой и картоном
Изготовление аппликации из мятой бумаги.
Правила работы с шаблоном
Изготовление из бумаги пакета для хранения изделий.
Аппликация из обрывной бумаги.
Изготовление предметной аппликации, состоящей из геометрических фигур. Изготовление из бумаги дорожного знака «Переход».
Работа с текстильными материалами
Пришивание пуговиц.
Сматывание ниток в клубок. Свойства ниток.
Изготовление игольницы.
Изготовление салфетки с аппликацией из тесьмы.
В 3 классе:
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ (МНОГОДЕТАЛЬНЫЕ ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ)
Экскурсия в природу с целью сбора природного материала. Изготовление аппликации из засушенных листьев. Изготовление аппликации
из скорлупы грецких орехов.

Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я . Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина. Виды соединений. Инструменты,
применяемые при работе: шило, нож, ножницы, кисть. Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. Применение и назначение материалоотходов в
сочетании с природными (бумага, обрезки кожи, проволока, поролон и т. д.).
Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических навыков. Правила безопасной работы.
П р и е м ы р а б о т ы . Соединение деталей с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки. Рациональное использование случайных
материалов.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
Изготовление аппликации из обрывной бумаги. Окантовка картона полосками бумаги. Изготовление картины на окантованном картоне.
Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я . Назначение окантовки в изделиях из картона. Материалы, применяемые для окантовки, — переплетные
ткани: коленкор, ледерин или бумажные заменители этих тканей. Клеящие составы: казеиновый клей, ПВА, декстриновый клей.
П р и е м ы р а б о т ы . Разметка бумаги и картона по линейке. Вырезание и намазывание клеем окантовочных полосок. Приемы обработки
углов
изделий
при
окантовке.
РАБОТА С ПРОВОЛОКОЙ
Изготовление паука из скорлупы грецкого ореха и проволоки.
Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я . Элементарные сведения о назначении и применении проволоки. Элементарные сведения о видах
проволоки (медная, алюминиевая, стальная). Свойства проволоки: сгибается, ломается, отрезается кусачками; тонкая и толстая, мягкая и жесткая
(упругая). Инструменты для работы с проволокой, их назначение и применение: кусачки, плоскогубцы, молоток. Правила безопасной работы.
Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с проволокой.
П р и е м ы р а б о т ы . Правильная хватка инструмента. Сгибание проволоки плоскогубцами, молотком. Резание проволоки кусачками.
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Изготовление объёмных изделий из природных материалов (зайчик, черепаха, ёжик, утка). Изготовление птицы из пластилина и сухой
тростниковой травы.
Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я . Свойства природных материалов, используемые в работе: твердость, величина, цвет, разнообразные
формы. Инструменты: шило, нож, кисть. Клеящие составы: БФ, столярный клей. Применение и назначение материалоотходов в сочетании с
природными (бумага, обрезки кожи, проволока, поролон и т. д.).
Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.
П р и е м ы р а б о т ы . Компоновка различных деталей с помощью клея, проволоки, ниток.
РАБОТА С МЕТАЛЛОКОНСТРУКТОРОМ
Сборка из планок треугольника, квадрата.
Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я . Элементарные сведения о профессии слесаря. Ознакомление с наборами «Школьник», «Металлический
конструктор». Детали конструктора: плато, планки, скобы, винты, гайки. Инструменты: ключ, отвертка. Правила безопасной работы.
П р и е м ы р а б о т ы . Подбор планок по счету отверстий. Установка скоб, соединение деталей винтами и гайками. Завинчивание и
отвинчивание рукой и инструментами. Правильная хватка инструментов.
РАБОТА С ПРОВОЛОКОЙ
Изготовление из проволоки букв. Технология изготовления букв О, Л, С, В.
П р и е м ы р а б о т ы . Правильная хватка инструмента. Сгибание проволоки плоскогубцами, молотком. Резание проволоки кусачками.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
Изготовление цепочки из бумажных колец. Изготовление плоской карнавальной полумаски. Изготовление шлема (кокошника).

Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я . Сорта картона, применяемые для оформительских работ. Применение других материалов в сочетании с
картоном и бумагой (нитки, тесьма, материалоотходы — поролон, обрезки кожи, фольги и др.). Организация рабочего места и санитарногигиенические требования при работе с картоном и другими материалами. Правила безопасной работы.
П р и е м ы р а б о т ы . Разметка картона и бумаги по шаблонам. Резание картона ножницами по кривым и прямым линиям. Прорезание
отверстий в картоне. Пришивание тесьмы и других материалов к деталям из картона.
РАБОТА
С
ТЕКСТИЛЬНЫМИ
МАТЕРИАЛАМИ
Изготовление закладки из фотоплёнки. Изготовление закладки с вышивкой.
Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я . Назначение косого обметочного стежка. Нитки, ткани, их свойства и назначение. Инструменты,
применяемые при работе с текстильными материалами. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила
безопасной работы.
П р и е м ы р а б о т ы . Правильное пользование иглой и наперстком. Выполнение косого обметочного стежка: введение иглы сверху вниз в
вертикальном положении относительно полосы ткани, направление строчки слева направо. Пришивание вешалки и обметывание боковых срезов
мешочка, подушечки-прихватки косыми стежками.
РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ
Изготовление аппликации из древесных опилок.
Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я . Способы обработки древесины ручными инструментами. Опилки. Технология изготовления аппликации
из древесных опилок. Организация рабочего места, санитарно-гигиенические требования. Правила безопасной работы.
П р и е м ы р а б о т ы . Правильная хватка инструмента. Работа с шаблоном, картоном, клеем и кистью, опилками. Окраска опилок
акварельными красками и гуашью.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ (ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ КАРТОНА)
Изготовление из бумаги матрёшки. Изготовление из бумаги собаки.
Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я . Свойства картона. Правила безопасной работы.
П р и е м ы р а б о т ы . Технология изготовления конусов, цилиндров из картона. Элементарные сведения о назначении картона. Разметка
разверток по шаблонам и линейке, надрез картона ножом по фальцлинейке на линиях сгиба (рицовка). Сгибание картона и склеивание по стыкам.
Оклеивание бумагой объемных изделий.
В 4 классе:
Содержание учебного предмета
Вводный урок. Правила ТБ на уроках Ручного труда.-1ч.
Работа с бумагой- 14 ч.
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная,). Цвет,
форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места
при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном:
Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги.Приемы разметки: разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с
шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур.

Вырезание ножницами из бумаги.Инструменты для резания бумаги.Правила обращенияножницами. Правила работы
ножницами. Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез
по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму».
Обрывание бумаги.Отрывание мелких кусочков отлиста бумаги (бумажная мозаика).
Складывание фигурок из бумаги (оригами).Приемы сгибания бумаги:
Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей;на основе геометрическихтел (цилиндра, конуса)
Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное»,
«сплошное».
Работа с текстильными материалами – 12ч.
Элементарные сведения онитках (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды
работы с нитками:
Наматывание ниток на картонку(плоские игрушки,кисточки).
Связывание ниток в пучок (ягоды,фигурки человечком,цветы).
Шитье. Инструменты для швейных работ. Приемы шитья: «игла вверх-вниз», Вышивание. Что делают из ниток. Приемы вышивания:
вышивка «прямой строчкой», вышивка прямой строчкой «в два приема»,
Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в жизни человека. Из чего делают ткань, Свойства ткани (мнется,
утюжится;). Цвет ткани. Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения игл.
Шитье. Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой, строчкой «косыми стежками и строчкой
петлеобразного стежка (закладки, кухонные предметы, игрушки).
Скручивание ткани. Историко-культурологические сведения(изготовление кукол-скруток из ткани в древние времена).
Отделка изделий из ткани. Аппликация на ткани.
Ремонт одежды. Виды ремонта одежды(пришивание пуговиц.). Пришивание пуговиц (с двумя и четырьмя сквозными отверстиями, с
ушком). Отделка изделий пуговицами. Пришивание вешалки.
Работа с металлом и проволокой -4ч.
Элементарные сведения о металле (откуда берутся нитки). Применение металла. Свойства металла. Как работать с металлом. Виды работы с
металлом. Уметь выполнять простые изделия из проволоки (сгибание, скручивание).
Работа с древесиной- 2 ч
Элементарные сведения о древесине. Применение древесины. Свойства древесины. Как работать с древесиной. Инструментарий при
обработке древесины. Виды работы с древесиной. Аппликация из «древесины».
Форма промежуточной аттестации по предмету предполагает выполнение практической работы.

№

1

2

Наимено
вание
разделов и
тем
Вводный урок
«Человек и труд»
«Урок труда»

Работа с
пластилином.
- «Познавательные
сведения о глине и
пластилине».
«Как работать с
пластилином».
- Аппликация из
пластилина «Яблоко»

Количеств
очасов

Тематическое планирование
1 класс:
Основные виды деятельности учащихся

1ч

Слушать, запоминать, рассматривать иллюстрации в учебнике.
Вспоминать и говорить об известных видах труда.
Рассматривать, узнавать и говорить обувиденных предметах, сделанныхруками человека
Ориентироваться,
находить
в пространстве помещения предметы, сделанные
руками человека и созданные природой и их называть.
Сравнивать, думать определять иотвечать на вопросы учителя о
предметах, сделанных руками человека.Рассматривать, узнавать и называть знакомые
инструменты, применяемые вработе с поделочными материалами (карандашом рисуют на
бумаге, ножницами режут бумагу и т.д.).
Запоминать, что относится к материалам, а что к инструментам.
Запоминать правила работы на урокахручного труда.
Раскладывать материалы и инструментына рабочем столе и запоминать их расположение

2 ч.

Рассматривать, узнавать и говорить обувиденных предметах, сделанных из глины.
Рассматривать иллюстрации поизготовлению игрушек из глины в

1

1

учебнике, книгах, или электронных образовательных ресурсах.
Называть инструменты для работы спластилином.
Запоминать и соблюдать правила хранения и обращения с пластилином, санитарногигиенические требованияпри работе с пластилином.
Определять и называть цвет пластилина (синий, красный, желтый, оранжевый, зеленый,
коричневый,черный, белый), его пластическиесвойства и готовность к работе.
Вспоминать и говорить о предметах, игрушках, которые ранее лепились из пластилина.

4-6

7-10

Работа с
природными
материалами.
- «Познавательные
сведения о
природных
материалах».
Экскурсия в лес
(парк).
«Коллекция из
листьев»
- «Как работать с
засушенными
листьями».
Аппликация
«Бабочка».

3ч

Работа с бумагой.
-«Что надо знать о
треугольнике».
Коллекция образцов
бумаги.
-«Что надо знать о
треугольнике».
Складывание из
бумаги треугольной
формы «Ёлочка»
-«Как сгибать бумагу
квадратной формы».
Складывание из
бумаги стаканчика
для игрушки
«Поймай пуговицу».
-« Как сгибать бумагу
прямоугольной
формы».
Складывание из
бумаги «Наборная
линейка».

4ч
1

1

1

1

1

1

1

Овладевать знаниями о природныхматериалах.
Различать разные виды природныхматериалов
Рассматривать, узнавать и говорить обувиденных
предметах, сделанных из
природных материалов в иллюстрациях,на фотографиях учебника, книгах, илиэлектронных
образовательных ресурсах Узнавать и
называть
в
изделиях,сделанных
из
засушенных
листьевобразы
предметов реального мира.
Рассмотреть
и назвать природныематериалы.
Вспоминать, узнавать и называть породыдеревьев.
Запоминать
характерные
свойствазасушенных листьев.
Узнавать и называть в аппликациях иззасушенной
травы образы
предметов реальной
действительности.
Узнавать и называть в изделиях, сделанных из шишек образы предметов реальной
действительности.
Рассматривать и запоминать основные признаки еловых шишек
Рассматривать, узнавать и называтьизображения предметов в иллюстрациях,книгах,
или
электронных образовательных ресурсах. Находить в окружающем пространстве предметы,
сделанные из бумаги. Рассматривать и запоминать сорта ивиды бумаги.
Соотносить сорт бумаги с изделием. Собрать коллекцию из разных сортов ивидов бумаги.
Учиться различать и сравнивать сорта бумаги по прочности, плотности, толщине, гладкости
или шероховатости ее поверхности и цвету.
Определять сорта бумаги по слуховомуи тактильному восприятию.
Узнавать и называть цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий,
фиолетовый).
Рассматривать, узнавать и называть геометрическую фигуру «треугольник». Определять и
называть признаки геометрической фигуры «треугольник». Различать треугольники по
величине. Устанавливать сходство треугольника с предметами природного и рукотворного
мира, имеющими треугольную форму.
Рассматривать, узнавать и называть геометрическую фигуру «квадрат». Определять и
называть признаки геометрической фигуры «квадрат». Различать квадраты по величине.
Устанавливать сходство квадрата с предметами природного и рукотворного мира, имеющими
квадратную форму.
Рассматривать, узнавать и называтьгеометрическую фигуру
«прямоугольник».
Определять
и
называть
признаки
геометрической фигуры
«прямоугольник». Различать прямоугольники по
величине. Устанавливать
сходство
прямоугольникас предметами природного и рукотворного
мира,
имеющими
прямоугольную форму.

11-14

15-20

Работа с
пластилином.
- «Приемы работы с
пластилином».
«Домик» «Ёлочка».
- Лепка предметов
шаровидной и
овальной формы
«Помидор»
- Лепка предметов
овальной формы
«Огурец».
Работа с бумагой.
- «Инструменты для
работы с бумагой».
«Что надо знать о
ножницах»
-Вырезание
ножницами по
прямым и кривым
линиям круга и
квадрата.
- Приемы резания
ножницами по
прямым линиям
(разрез по короткой
вертикальной линии)
- «Геометрический
орнамент из
квадратов»
- Приемы резания
ножницами по
прямым линиям
(разрез по короткой
наклонной линии)
- «Орнамент из
треугольников»
«Парусник из
треугольников»

4ч

1

1
1

1
6 ч.
1

1

1

1

1

1

Развивать физическую силу рук. Развивать
и
укреплять
мышечнуюсистему
верхних конечностей.
Регулировать мышечное усилие кистейрук.
Развивать координацию движений рук. Развивать ритмичные движения рук насебя и от себя.
Учиться совершать операции контроля с опорой на схему для контроля в учебнике.
Учиться изготавливать рельефную аппликацию из столбиков.
Развивать ритмичные кругообразные движения рук.
Осваивать пластический способ лепки. Учится лепить предметы шаровиднойформы.
Развивать ритмичные движения рук насебя и от себя.
Осваивать пластический способ лепки.
Учится
лепить предметы
овальнойформы.
Рассматривать, запоминать и говорить оназначении, устройстве ножниц и правилах
обращения с ними.
Выработка навыка правильно держатьножницы и бумагу.
Выполнение имитирующих движений сножницами на весу (без бумаги).
Резание бумаги по прямой вертикальнойлинии, смыкая лезвия ножниц до конца. Развивать
зрительно-двигательную координацию, точность, плавность, аккуратность движений.
Вырабатывать умение регулироватьмышечное усилие.
Закреплять знания о геометрическойфигуре «квадрат».
Закреплять знания о геометрическойфигуре «треугольник».

21-24

25

26-28

Работа с
пластилином.
- «Приемы работы с
пластилином»
(вытягивание одного
конца столбика).
«Морковь»
- «Свекла, репка».
- Приемы работы с
пластилином
(сплющивание шара).
«Пирамидка из
четырех колец»,
«Грибы».
Работа с
природными
материалами
- «Что надо знать о
природных
материалах».
Конструирование по
образцу ежика из
шишки и пластилина.
Работа с бумагой.
(применением клея)
- «Как работать с
бумагой».
Аппликация из
обрывных кусочков
бумаги. «Осеннее
дерево».
- Складывание
фигурок из бумаги.
«Открытка со
складным цветком».
- «Открытка со
складной фигуркой
кошечки».

4ч

Закрепить навык скатывания овальнойформы.
Овладевать ритмичными движениями насебя и от себя при обкатывании пластилина.
Осваивать пластический способ лепки.

1

1
2

1 ч.

3ч
1

1

1

Закрепить навык скатывания шара. Овладевать ритмичными движениями насебя и от себя
при обкатывании пластилина.
Закреплять пластический способ лепкиСовершенствовать навык скатывания шара.
Регулировать мышечное усилие кистейрук.
Осваивать конструктивный способ лепкипредметов.
Закреплять умения выполнять контрольные операции с помощьюсхемы для контроля в
учебнике.
Осваивать технологию изготовления изделия из еловой шишки и пластилина.
Закреплять приемы работы с пластилином: «раскатывание пластилинав ладонях до овальной
формы»,
«вытягивание овала до конической
формы» и «сплющивание пластилиналадонью».
Развивать мышечную регуляцию.

Осваивать приемы разрывания иобрывания бумаги.
Развивать мышечную систему верхних конечностей, координацию, плавность, точность
движений рук.
Закрепление знаний об аппликации. Учиться изготавливать аппликацию изоборванных
кусочков бумаги.

29

30-34

35

Работа с
пластилином.
- «Приемы работы с
пластилином».
«Цыпленок»

Работа с бумагой.
- Приемы резания
ножницами прямым
коротким
вертикальным
линиям.
- Игрушка
«Бумажный
фонарик».
- «Декоративная
веточка».
- Приемы резания
ножницами по
прямым коротким
линиям.
Конструирование
«Флажки».
- Приемы резания
ножницами по
прямым длинным
линиям.
Конструирование
«Бумажный цветок».
Работа с
пластилином.
Лепка из пластилина
многодетальных
фигурок. «Котик»

1

5
ч
1

1

Развивать синхронных движений пальцев. Регулировать мышечное усилиепальцев.
Развивать координированные движенияпальцев.
Уметь анализировать образец объемногомногодетального изделия с помощью учителя.
Планировать ближайшую операцию сопорой на предметно-операционный план.
Уметь скатывать заготовкишарообразной формы.
Уметь соединять детали, используяприем «примазывания».
Уметь соблюдать пропорции и пространственные соотношения деталей,частей при лепке
объемной фигуры.
Овладение резанием бумаги по прямой вертикальной линии, длинной линии, несмыкая
лезвия ножниц до конца.
Рисование карандашом по линиям иточкам, имитирующих движений с ножницами.
Развивать зрительнодвигательную координацию, точность, плавность, аккуратность движений, умение
регулировать мышечное усилие,останавливая движение руки в нужном месте.
Собирать конструкцию с опорой напредметно-операционный план.
Прием «накручивание заготовки напалочку».
Уметь размечать по шаблону. Синхронно работать обеими руками.

1
1

1

1

Закреплять приемы лепки.
Лепить отдельные детали фигурок.Соединять детали в заданной последовательности.
Использовать сделанные из пластилинафигурки при сборке многофигурных композиций
(макетов), учитывая пространственные соотношения междуними.
Закреплять умение лепить конструктивным способом, соблюдая пропорции и
пространственные соотношения деталей и частей при лепкемногодетальных объемных
фигурок птиц, животных, человека и др.

36-38 Работа с бумагой.
- Приемы резания
ножницами
по
незначительно
изогнутым линиям.
«Листочки»
- -Приемы работы с
бумагой.(Сминание и
скатывание бумаги.
Аппликация «Ветка
рябины».
- Приемы резания
ножницами
по
кривым линиям –
скругление
углов
прямоугольных
деталей. Аппликация
«Цветы в корзине».
39-41 Работа с нитками.
- «Что надо знать о
нитках».
Наматывание ниток.
«Клубок ниток».
- Наматывание ниток.
Изготовление
изделий из ниток.
«Бабочка».
Наматывание
ниток. Изготовление
изделий из ниток.
«Кисточка»

3ч

42-51 Работа с бумагой.
Вырезание
из
бумаги
предметов
округлой
формы.
Аппликация «Фрукты
на тарелке»
Вырезание
из

10 ч
1

1

1

Осваивать приемы сминания бумаги. Учится скатывать
из
бумагишаровидную
форму.
Выполнять практические упражнения,вырабатывая навыки сминания бумаги.
Развивать ритмичные кругообразныедвижения рук.
Развивать и укреплять мышечнуюсистему верхних конечностей.
Регулировать мышечное усилие кистейрук.
Развивать координацию движений рук. Дифференцировать движения пальцев. Регулировать
мышечное усилие пальцев.Учиться изготавливать аппликацию измятой бумаги.
Уметь наклеивать смятые из бумагишарики на основу

1

3ч
1

1

Узнавать и называть предметы, сделанные из ниток.
Определять и называть функциональную значимость этих предметов в быту. Рассматривать и
запоминать из чегоделают нитки.
Определять и называть свойства ниток. Узнавать и называть цвета, в которыеокрашивают
нитки.
Овладевать предметно практическими действиями, выполняемыми в заданном
пространственном направлении (на себя,от себя).
Развивать пластичность, точность, ритмичность движений кисти руки.
Развивать навык удерживания клубка в одной руке, а нити в другой.

1

Овладение понятиями: «заготовка»,
«линия»,
«контур»,
«образец,
«разметка», «шаблон» и др.
Выработка навыка удержания пальцами шаблона на одном месте.
Развивать
зрительно-двигательную координацию, точность, плавность, аккуратность
движений.
Вырезание из бумаги предметовокруглой формы (апельсин, лимон, яблоко, виноград).

-

бумаги
круга
«Снеговик».
«Гусеница».
-Вырезание
из
бумаги
овала.
Плоскостное
конструирование.
Игрушка «Цыпленок
в скорлупе»
Складывание
фигурок из бумаги.
Сгибание
сторон
прямоугольника
и
квадрата к середине.
«Пароход».
- Сгибание углов
прямоугольника
и
квадрата к середине.
«Стрела».
Симметричное
вырезание из бумаги,
сложенной пополам.
-Плоскостное
конструирование
«Плетенный коврик
из полос бумаги».
Объемное
конструирование
«Птичка».
Симметричное
вырезание
орнаментов
из
бумаги,
сложенной
пополам. плоскостное
конструирование
«Закладка для книг с
геометрическим
прорезным
орнаментом».

1

1

1

1

1
1

1
1

Развитие умения вырезать круг из
бумаги, рационально используя приемы резания по изогнутым линиям.
Рисование карандашом по линиям иточкам, имитирующих движений с ножницами.
Развитие пластичности кисти руки, точности и плавности движений.
Выработка аккуратности.
Овладение знаниями о геометрическойфигуре «Круг».
Закрепление знаний об аппликации и передаче в ней пространственных соотношений между
предметами (на, перед, за, слева, справа, сверху).
Овладение понятием «Симметрия». Рассмотрение, узнавание и называниепредметов
симметричного строения вучебнике
и
других
иллюстративныхматериалах.
Нахождение в пространстве помещениясимметричных предметов.
Закреплять прием сгибания бумагипополам.
Закреплять приемы резания бумаги по прямой вертикальной линии, не смыкая лезвия ножниц
до конца.
Осваивать прием резания бумаги по волнистой линии, не смыкая лезвия ножниц до конца.
Развивать
зрительно-двигательную координацию, точность, плавность, аккуратность
движений.
Вырабатывать умение регулировать мышечное усилие, останавливая движение руки в нужном
месте.

Симметричное
вырезание предметов
из бумаги, сложенной
пополам. «Самолет в
облаках».
52-53 Работа
с
пластилином.
Лепка из пластилина
макета «Снегурочка в
лесу».

Работа
с
природными
материалами.
- « Что надо знать о
природных
материалах. Травы».
Конструирование из
тростниковой травы и
пластилина «Ежик»
55-58 Работа с бумагой.
Вырезание
симметричных форм
из бумаги, сложенной
несколько
раз.
Коллективная
аппликация
«Букет
цветов».
- Сгибание бумаги по
типу
гармошки
«Декоративная птица
со
складными
крыльями»
54

1

2ч

Закреплять приемы лепки.
Лепить отдельные детали фигурок.
Соединять детали в заданной последовательности.
Использовать сделанные из пластилина фигурки при сборке многофигурных композиций
(макетов), учитываяпространственные соотношения между ними.
Закреплять
умение
лепить конструктивным способом, соблюдая пропорции и
пространственные соотношения деталей и частей при лепке многодетальных объемных
фигурок птиц,животных, человека и др.

1ч

Узнавать и называть в изделиях, сделанных из пластилина и сухой травы и пластилина
воображаемые образы предметов природного мира.
Осваивать технологию изготовления изделия из пластилина и сухой травы.
Закреплять приемы работы с пластилином: «раскатывание пластилина в ладонях до овальной
формы»,
«вытягивание овала до конической формы».
Развивать мышечную регуляцию.

4ч
3

Закрепление приемов: «сгибание бумаги пополам», «сгибание квадрата с угла на угол».
Закрепление приема резания бумаги по незначительно изогнутым линиям, не смыкая лезвия
ножниц до конца.
Развитие согласованности правой и левой рук при повороте заготовки на себя; точности и
плавности движений.
Овладение
умением
вырезатьчетырехлистный цветок из бумаги.
Ориентироваться и находить в пространстве квадрата (прямоугольника) верхнюю, нижнюю,
стороны и их называть.
Понимать инструкцию, содержащую пространственные характеристики и действовать в
соответствии с ней, повторять практические действия за учителем.
Учится совмещать противоположныестороны квадрата (прямоугольника), ритмично повторяя
аналогичныедействия несколько раз.
Конструировать предмет из деталей, сложенных из бумаги.

1

59-66 Работа с нитками
- Приемы шитья.
«Шитье по проколам»
(вертикальным,
горизонтальным
и
наклонным линиям.
-Шитье по проколам
(треугольник, квадрат,
круг)
- «Как работать с
нитками. Вышивание
по проколам»
(вертикальным,
горизонтальными
наклонным линиям)

8ч
2

3

3

Развивать навык работы колющимиинструментами (большой иглой).
Овладевать приемом шитья «игла вверх- вниз».
Учиться применять этот прием при выполнении
прямой
строчки, вертикальных и
наклонных стежков.
Развивать зрительно-двигательную координацию, точность.
Развивать
ритмическую упорядоченность движений при выполнении
практических действий(вверх, вниз).
Осваивать вышивание в два приема.

2 класс
№

Наименование разделов
и тем

Колво
часо
в
1

Вводный урок.
Повторениепройденного
в 1-м классе.
Работа с глиной и пластилином – 2 часа
Лепка столярных
2.
1
инструментов, имеющих
1

Основные виды деятельностиучащихся

Правильно располагать на рабочемстоле материалы, инструменты иприспособления.
Узнавать
и
называть материалы,
инструменты и
видыручного
труда.
Узнавать геометрическое тело брус. Учится отрезать меткой или резакомот пластилинового
бруса кусочки и использовать их в каком-либо изделии.
Работать в соответствии с пунктами предметно- операционного плана.
Контролировать свои действия в ходе и конце выполнения задания.

прямоугольную форму:
молоток.
Лепка геометрических
1
3
телпрямоугольной
формы,
складывание из них ворот.
Работа с природными материалами – 2 часа.
Изготовление игрушек по
4
1
образцу и
Узнавать и соединять предметы сделанные из желудей, скорлупыгрецкого ореха.
самостоятельно:птички,
собачки, зайчика.
5.
Изготовление по образцу
1
и самостоятельно
игрушек из скорлупы
орехов: рыбки, черепахи,
кораблика.
Работа с бумагой и картоном – 4 часа.

6.-7

8.

Изготовление аппликациииз
мятой
бумаги «Дерево
в разные времена года».
Закрепление навыков
сгибания бумаги. Технология
складывания
фигурки из
бумаги «Маска собачки»

2

1

Закреплять знания об аппликации
Совершенствовать
приемысминания бумаги.
Выполнять
аппликацию
всоответствии с технологией ее изготовления.
Узнавать и называть предметы реальной
действительности вскладных фигурках
(оригами).
Закреплять умение узнавать и называть геометрическиефигуры.
Понимать
инструкцию,содержащую
пространственныехарактеристики.
Сгибать
квадрат
в разныхнаправлениях .
Складывать фигурки с опорой

Изготовление
пакета
из
бумаги с аппликацией
из 1
геометрических
фигур.
Работа с текстильными материалами – 2 часа.
Сматывание ниток в
Организация рабочего места.Соблюдение санитарно- гигиенических требований.
10.
1
Правила безопасной работы.Намотка ниток на картон, связывание, перевязывание,
клубок.Изготовление ягод из
разрезание, плетение.
ниток, связанных в пучок.
Повторение
приёмов шитья –иглавверх-вниз.
Пришивание
пуговиц
сдвумя
сквозными
отверстиями.
11.
1
Пришивание пуговицы с
подкладыванием палочки.
Работа с глиной и пластилином – 2 часа.
Лепка предметов
Узнавать,
называть геометрическое тело цилиндр,конус.Уметь создавать
12
1
цилиндрической формы.
форму изглины и пластилина согласно образцу, сравнивать изделия с натурой. Лепка
Посуды способом вдавливания и расплющиванием
стенок изделия пальцами,
Лепка чашки конической
обработкаизделий стекой; нанесение рисунка, отделка цветным пластилином.
13
формы из пластилиновых
Работать в соответствии с пунктами предметно- оперционного плана.
жгутиков
Контролировать свои действия входе и конце выполнения задания.
Работа с природным материалом – 2 часа.
Узнавать и называть предметысделанные из листьев.
из 1
14 Аппликация
Изготавливать
предметысделанные из листьев.
засушенных
листьев:
Узнавать и
различать листьяразных деревьев.
«Мальчик», «Девочка».
Составление композиции.
9

15

Декоративная

1
аппликаци
яиз засушенных листьев
Работа с бумагой и картоном – 1 час.
Разметка бумаги и картона по
16
шаблонам
сложной 1
конфигурации.
Аппликация
«Яблоко»
в
технике бумажной мозаики

Овладеть
навыкомправильного
удержанияшаблона.
Производить разметку по шаблонам геометрических фигур и предметов сложной
конфигурации.
Вырезать по контурной линии. Использовать полученныесилуэты геометрических
фигуры предметов в аппликации.
Работа с текстильными материалами – 1 час.
1
Изготовление
фигурки из
Закреплять намотки ниток на картон.Оценивать
качество
своей работы.
17
связанных ниток.
Овладевать
предметно- практическими действиями,
выполняемыми
в
заданномпространственном направлении (насебя и от себя)
Работа с глиной и пластилином – 1 час.
18

Лепка
чайной посуды в
форме шара

1

Узнавать , называтьгеометрическое тело шар.
Рассматривать и узнавать признакишара.
Рассматривать и анализировать предметы, подлежащие лепке, называя их признаки и
свойства.
Работать в соответствии с пунктами предметно- операционного плана.

Работа с бумагой и картоном – 2 часа.
1
Изготовление
бумажного
шара из круга
Изготовление
шара из
20
1
бумажных полос
Работа с глиной и пластилином – 3 часа
19

21

Лепка
из
пластилина
фигурки «Медвежонок»

1

22

Лепка фигурок из целого
куска пластилина «Утка»

1

Совершенствовать технические приемы:
«разрез
по
длинной прямой
линии», «разметкадеталей по шаблону» Склеивать полосы-заготовки кольцом.
Овладеть сборкой деталей- колецспособом «точечного склеивания»

Умение расчленять формы изображения на простые геометрические формы;
нахождение пропорции в изделии. Обработка глины и
пластилинаруками и стекой
с соблюдением пропорции.

1
Лепка «Ежик»
23
Работа с природным материалом – 2 часа.
24

25

Изделия
из
Фигурки:
сова,
журавль, лебедь

шишек.
утка,

1

Композиция из шишек и листьев 1
«Пальма»

Узнавать и называть предметы сделанные из шишек.
Конструировать фигурки из шишек сприменением других природных материалов.
Узнавать и различать еловые и сосновые шишки.

Работа с бумагой и картоном – 1 час.
Разметка бумаги и картона по
Освоить и запомнить технологиюразметки деталей с помощью линейки.
26
1
линейке.
Чертить отрезки заданной длины. Измерять ширину и длину детали спомощью линейки.
Изготовление
Составлять аппликацию из деталей,размеченных по линейке.
аппликации
«Грузовик»
сразметкой
деталей по линейке.
Работа с текстильными материалами – 2 часов.
27

28

Упражнения

в
раскрое
ткани по готовой выкройке в
форме квадрата или
прямоугольника составление
коллекции тканей.
Соединение
деталей,
выкроенных

из

ткани,

1

Усвоить
понятие
«лекало»
иего назначение.
Понять и запомнить порядок раскроя деталей из ткани.
Отвечать полными предложениями на вопросы учителя о последовательности раскроя
ткани.Раскраивать несложные детали изделия.

1

прямой строчкой
Работа с бумагой и картоном – 1 час.
29
Поздравительная открытка
1
«Сказочный цветок»

Совершенствовать техническиеприемы: «разрез по длинной прямойлинии», «разметка
деталей по шаблону

Работа с глиной и пластилином – 2 часа.
30-31 Лепка композиции к сказке
«Колобок»
Работа с бумагой и картоном – 2 часа.
32-33 Изготовление композиции к
сказке «Колобок» из складных
2
бумажных фигурок

2

Различать понятия «иллюстрация» и «макет».
Овладевать умением работать с многофигурной
всоответствии с сюжетом сказки

композицией, решая

ее объекты

Узнавать и называть предметы реальной
действительности вскладных фигурках
(оригами).
Закреплять умение узнавать и называть геометрическиефигуры.
Понимать
инструкцию,содержащую
пространственныехарактеристики.
Сгибать
квадрат
в разныхнаправлениях.
Складывать фигурки с опорой на графический план, называя пункты плана с помощью
учителя.

№
1

2

Название разделов и тем
Вводный урок.
Образцы мате- риалов,
инструментов, изделий.
Экскурсия в природу с целью
сбора природного материала.
Работа с природным материалом.
Аппликация из листьев
«Птица»

Кол-во
часов
1

Проверка знаний о правилах поведения и работы на уроках труда. Выявление знаний о
видах ручного труда.

3
1

3

Аппликация из скорлупы грецких орехов «Воробьи на ветках»

1

4

Аппликация из скорлупы грецких орехов «Рыбы»

1

5

Работа с бумагой и картоном.
Аппликация из обрывной бумаги «Осеннее дерево»
Аппликация из обрывной бумаги «Медведь»

3
1

7

Разметка бумаги и картона по
линейке. Изготовление картины
на окантованном картоне

1

8

Работа с проволокой.
Знакомство с видами проволоки
и ее применением. Приемы
работы спроволокой «Волна»,
«Кольцо», «Спираль

2
1

6

3 класс
Основные виды деятельностиучащихся

1

Повторение познавательного материала о видах природных мате- риалов. Развитие умения
сравнивать и находить сходство и различие в листьях деревьев.
Закрепление знаний об изделиях,сделанных из природного мате- риала.
Отвечать на вопросы.
Сравнивать и находить сходство и различие в природных материалах самостоятельно или
с частичной помощью учителя.
Составлять аппликацию из при- родных материалов с опорой на предметнооперационный план вколлективной беседе.
Закрепление умений сравнивать бумагу разных сортов. Формирование умения
изготавливать ап- пликацию из обрывной бумаги с опорой на операционный план.
Совершенствование навыка обведения шаблонов сложной конфигурации
Обрывать бумагу по заранее раз- меченной контурной линии изображения
Наклеивать полученный силуэт на бумажную основу.
Освоить понятие «оконтовка». Овладеть способом окантовки картона полосками
бумаги.
Понять и запомнить способ окантовки картона полосками и листомбумаги.
Выполнять разметку бумаги и картона по шаблону и линейки.
Резать ножницами по прямой линии.
Сгибать бумагу пополам.
Наносить клей на детали и приклеивать их на картон.
Давать определение понятия «проволока».
Рассматривать и запоминать приемы сгибания проволоки. Овладеть правильным
захватоминструментов.
Выполнять упражнения по резанию проволоки кусачками и сгибанию ее руками волной, в
кольцо, спираль, намотке на карандаши сгибанию проволоки под прямым углом.

9

Изготовление паука из скорлупы грецкого ореха и проволоки

1

Закреплять навык резания проволоки кусачками.
Закреплять приемы сгибания про-волоки под прямым углом плоскогубцами.
Анализировать образец изделиясамостоятельно и по вопросам учителя.
Планировать ход работы над изделием с опорой на предметно- операционный план
самостоятельно и с частичной помощьюучителя.

10

Работа с древесиной.
Экскурсия в столярную мастерскую. Изготовление колышка
для растений

1

Рассматривать, понимать , называть, различать понятия «дерево»и «древесина».
Запоминать и соблюдать техникубезопасности работы с древесиной, санитарногигиенические требования при работе с древесиной.
Употреблять в речи слова, обозначающие технологический процессобработки древесины
(зачистка деревянной заготовки напильником и крупно зернистой наждачной бумагой,
шлифовка мелкозернистой шкуркой) самостоятельно и с частичной помощью учителя.
Изготовлять несложные предметыиз древесных материалов.

11

12

13
14

15

16

Работа с природным материалом Изготовление птицы из
пластилина и сухой травы.

1

Работа с металлоконструктором.
Познавательные сведения о
металлоконструкторе. Соединение планок винтом и гайкой
Сборка из планок треугольника
Сборка из планок квадрата
Сборка качели

3

Работа с проволокой.
Изготов-ление из проволоки
букв

1

Работа с бумагой и картоном.

5

Анализировать образец изделия повопросам учителя и самостоятельно.
Рассказывать о технологии изготовления отдельных частей изделия по вопросам учителя с
опорой на предметно-операционный план.

1

1
1

Рассказывать о сборочных работахи их значении. Рассматривать, узнавать и говорить об
увиденных предметах, сделанных из деталей металлоконструктора.
Рассматривать, запоминать и называть инструменты для работы сдеталями
металлоконструктора.
Рассматривать, выбирать и называть нужные детали ( ланки, винт, гайка).
Завинчивать гайку пальцами, за-тем гаечным ключом.
Подбирать нужное количество планок с соответствующим числом отверстий и нужное
количество винтов и гаек.
Производить сборку изделий пообразцу.
Осваивать навык формообразования из проволоки букв.
Производить разметку поволокипо линейке
Закреплять навык резания проволоки заданного размера кусачками.
Совершенствовать приемы сгибания поволоки.

17
18
19
20
21

22

Приёмы работы с бумагой (разметка, резание, сгибание). Изготовление складных игрушек из
бумажных полос.

1

Изготовление цепочки из бумажных колец
Изготовление карнавальной полумаски.
Изготовление карнавальных
головных уборов. Кокошник
Изготовление карнавальных
головных уборов. Шлем
Работа с бумагой и картоном
Окантовка картона листом бумаги. Изготовление складной
доски для игры
Работа с текстильными материалами
Применение
ниток.
Завязывание узелка нанитке.

1
1
1
1
1

5
1
Различать виды сточек и стежков.Выполнять различные виды ручных стежков и строчек
Рассматривать, узнавать и называть изделия, сшитые из ткани и других материалов.

Виды ручных стежков и строчек. Строчка прямыми стежками
Сшивание 2 кругов, выкроенных из ткани, прямыми стежками

1

25

Виды ручных стежков и строчек. Строчка косыми стежками
на бумаге в клетку по проколам

1

26

Изготовление закладки из фотопленки по образцу.

1

27

Работа с древесиной.

1

23

24

Производить разметку по шаблонам сложной конфигурации и линейке.
Резать ножницами по коротким и длинным прямым и кривым лини-ям.
Вырезать силуэты предметов симметричного строения.
Осуществлять сборку изделий способом склеивания деталей , переплетением бумажных
полос.
Выполнять отделку изделии аппликацией.
Рассказывать о технологии изготовления изделий, игрушек из бумаги самостоятельно и с
частич- ной помощью учителя Изготавливать изделие в соответствии с технологией.

1

Употреблять в речи слова, обозначающие технологический процесс (сшивание строчкой
прямогостежка)
Закреплять правила безопаснойработы с иглой.
Овладевать сточкой косого стежка.

Закрепление познавательных
сведенийо древесине. Способы
обработки древесины ручными
инструментами. Аппликация из
древесных опилок «Собака»

28

29

30
31

32
33

Овладевать технологией изготовления аппликации из древесных опилок.
Планировать работу над аппликацией с опорой на предметно- операционный план
самостоятельно и с частичной помощью учите-ля
Организовывать свое рабочее место для работы с опилками.

Работа с текстильными материалами.
Ткань. Виды работы стканью.
Сшивание деталей изделия
строчкой косого стежка.
Изготовление прихватки. Украшение прихватки
Работа с бумагой и картоном
Объёмные изделия из картона.
Изготовление открытой коробки с клапанами из тонкого картона по образцу
Изготовление коробок с бортами, соединёнными встык
Работа с текстильными материалами.
Виды ручных стежков и
строчек. Строчка прямого
стежка в два приёма на бумаге в
клетку
Изготовление закладки с вышивкой

1

Разметка деталей и сборка объёмной игрушки «Матрёшка из
конусов»

1

Употреблять в речи слова, обозначающие технологический процесс ( изготовление лекала
из бумаги, раскрой ткани, выкраиваниедеталей из ткани, сшивание сточкой косого
стежка)
Закреплять правила безопаснойработы с иглой.
Овладевать сточкой косого стежка.
2
1

1

Осваивать технологию изготовления коробки с помощью клапанови оклейкой полосками
бумаги с опой на предметно-операционныйплан, ориентируясь на вопросы и подсказки
учителя.
Осваивать технологию изготовления коробками с бортами, соединенными встык, с опой
на предметнооперационный план и с помощью учителя.

3
1
Закреплять правила безопаснойработы с иглой.
Овладевать сточкой косого стежка.

1
Узнавать, называть геометрическое тело цилиндр и конус.
Рассматривать и анализироватьигрушки, сделанные из бумаги,
называя их признаки и свойствасамостоятельно.

№

Наименование
разделов и тем

Работа с бумагой
1
ТБ на уроке
«Что ты знаешь обумаге?»

Кол-во
часов
4
1

2

Складывание изтреугольников.

1

3

Складывание простыхформ из квадрата.

1

Разметка деталей спомощью
1
линейки.
Нахождение на линейке длины,заданной в
миллиметрах.
Работа с тканью.
3
«Что ты знаешь откани?»
5
1
4

6

Виды работы и
технологические
операции при работе снитками и
тканью. Скручивание ткани.

1

4 класс
Основные виды деятельностиучащихся

Подготовить рабочее места кработе с бумагой.
Рассматривать, определять,рассказывать о примененииматериалов
инструментов иприспособлений в работе с бумагой самостоятельно.
Смотреть иллюстрации в учебнике, называть и вписыватьназвания видов бумаги
самостоятельно.
Называть вид работы с бумагойспособом складывания (оригами). Узнаватьи
называть самостоятельно в изделии геометрические фигуры «квадрат» и
«треугольник».
Овладевать новыми приемамиработы с бумагой, опираясь на имеющиеся
знания, умения и навыки.
Закреплять умения находить налинейке нужное количество
сантиметров. Учиться переводить нужное количество миллиметровв сантиметры.
Чертить отрезки заданной длиныв миллиметрах. Изготавливать
изделие по графическому плану.
Подготовить свое рабочее место кработе с текстильными материалами.
Рассматривать материалы, инструменты и приспособления,называть и объединять их
называть и объединять их вгруппы самостоятельно.
Рассматривать, вспоминать, называть и вписывать названия технологических
операций приработе с тканью и нитками.
Знакомится с искусствомизготовления тряпичных кукол и запоминать
значение куклы в жизни человека.

7

Отделка изделий изткани.

1

Работа с бумагой икартоном.
8

Разметка
округлых
деталей
шаблонам.
Подвижное
соединение
деталей.

9

Запоминать и различать способыотделки ткани
отделки изделий из ткани. Рассматривать аппликации из ткани и запоминать
назначение аппликации. Расширять представления о свойствах ткани(холста).
Закреплять знания о полотняном переплетении нитей.Анализировать изделие,
выделяя его признаки и детали.

8
по

1

Совершенствование уменияиспользовать,
приобретенный ранее навык разметки деталей по шаблону.Рассматривать,
рассказывать оприменении чертежных инструментов самостоятельно.
Знакомиться с циркулем и овладевать навыками работы с ним.

Вычерчиваниеокружности с
помощью циркуля.

1

10

Экономное
использование бумагипри
вычерчивании нескольких
окружностей.

1

Рассматривать, рассказывать оприменении чертежных инструментов
самостоятельно. Знакомиться с циркулем и овладевать навыкамиработы с ним.
Запоминать правила вычерчивания окружности с применениемциркуля.
Рассматривать изображения круга, окружности.
Закреплять знания о циркуле иработе с ним. Развивать навык вычерчивания
окружности с помощью циркуля. Овладеватьнавыком экономной разметки
бумаги. Изготавливать многодетальное изделие с предварительной разметкой с
помощью циркуля.

11

Развертка изделия.

1

12

Сгибание бумаги по
заданным условнымобозначениям.

1

Рассматривать, запоминать и давать определение понятия «развертка».
Рассматривать и анализировать изделие, отвечать на вопросы учителя.
Работать поплану.
Овладевать элементами графической грамоты. Рассматривать, понимать, называть
условные обозначения на рисунках-схемах.Развивать умение сгибать бумагус опорой
на условные обозначения.

33

13

Разметка
геометрического
орнамента с помощьюугольника.

1

14

Разметка
прямоугольника с помощью
угольника.

1

15

Разметка наклонныхлиний с помощью
угольника.

1

Работа с тканью.
16
Соединение деталей
изделия строчкойкосого стежка.

1
1

Работа с металлом.
17-19 «Что надо знать о
металле».
Сминание, сжимание,скручивание
алюминиевой фольги.

3
3

Работа с бумагой икартоном.

7

20

Деление круга на
равные частиспособом
складывания.

1

Расширение представления оизделиях декоративноприкладного искусства (коврах).Закрепление понятия«геометрический орнамент»
и знаний о пространственном размещении его элементов в прямоугольнике и в
квадрате. Проверка знаний об аппликации. Закрепление и расширение
знаний о видах бумаги (бархатнаябумага).
Рассматривать, рассказывать о применении чертежных
инструментов самостоятельно.Знакомиться с угольником и овладевать
приемами работы с ним.
Закрепление знаний оприменении закладок.
Закрепление знаний о геометрических понятиях«прямойугол», «острый угол»,
«тупой угол». Обучение вычерчиванию острого угла с помощью угольника.
Рассматривать, сравнивать, находить сходство и различие визделиях из ткани.
Отвечать на поставленные вопросы в учебнике или вопросы учителя об изделиях.
Закреплять знания об инструментах, используемых вшвейных работах..
Слушать и запоминать
познавательные сведения ометалле.
Запоминать и употреблять в речитехникотехнологические термины ипонятия.

Совершенствование умения использовать, приобретенный ранее навыкразметки
деталей способом вычерчивания окружности с помощью циркуля.
Совершенствование навыкасгибания деталей пополам.

34

21

Деление круга на равные части с
помощью угольника илинейки.

1

Смотреть, узнавать, развивать навык деления круга на равныечасти: одну
вторую, одну четвертую, одну восьмую часть
разными способами (сгибание круга, с помощью угольника,линейки и треугольника).

22

Тиражированиеэлементов.
Точечное клеевое
соединение деталей.

1

23

Вырезание
симметричных деталей из бумаги,
сложенной пополам.

1

24

Складывание избумаги.

1

25

Выполнение разметки
с опорой на чертеж.

1

26

Линии чертежа.
Чтение чертежа.

1

Овладеть понятием
«тиражирование» и
использовать его в речи.
Закреплять умение размечать заготовку с помощью линейки.
Закрепить знания о симметрии ипрактические умения вырезать изображения
симметричного строения из бумаги, сложеннойпополам. Развивать навык разметки
по шаблону сложной конструкции. Развивать точностьдвижений при удержании
шаблона сложной конструкции.
Называть вид работы с бумагойспособом складывания (оригами). Узнаватьи
называть самостоятельно в изделии геометрические фигуры «квадрат» и
«треугольник».
Рассматривать, запоминать и давать определение понятия
«чертеж» и употреблять его в речи. Пониматьи запоминать графическую
грамоту, называть чертежныелинии. Закреплять навык выполнения контрольных
операций (сравнение своего чертежа с контрольной схемой).
Понимать и запоминать графическую грамоту, называтьчертежные линии.
Закреплять навык выполнения контрольныхопераций (сравнение своего
чертежа с контрольной схемой).

Работа с нитками.
27

Связывание ниток впучок.

2
1

Рассматривать, узнавать иназывать изделия из ниток и запоминать их
применение. Совершенствовать приемы работы с нитками: намотка ниток
на картон; связывание ниток в пучок. Осваивать технологию изготовления
цветов из ниток.

35

28

Связывание ниток впучок.

Работа с проволокой.
29
Изгибание проволоки.

30

Сборка изделия из
разных
материалов
бумага,нитки).

1

2
1

1
(проволока,

Работа с древесиной.
31
«Что ты знаешь о
древесине?»

3
1

32-33 Обработка древесины
ручными
инструментами. Клеевое соединение
деталей из древесины.

2

Рассматривать, узнавать иназывать изделия из ниток и запоминать ихприменение.
Совершенствовать приемы работы с нитками: намотка ниток на картон; связывание
ниток в пучок.
Осваивать технологию изготовления цветов из ниток.
Вспоминать и выполнятьпрактические действия спроволокой.
Изготавливать из проволокидекоративные фигурки , применяя соответствующие
приемы работыс проволокой.
Формирование умения использовать различныематериалы при
изготовлении одного изделия. Проверка знаний о проволоке, нитках, бумаге.
Определение сходства и различий между этими материалами (по длине,
пластическим свойствам).
Рассматривать изображения изделий из древесины. Подготовка рабочего места кработе
с древесными материалами.
Рассматривать и объединять в группы материалы и заполнять таблицу в рабочей тетради
«Чтоотносится к материалам, инструментам и приспособлениям». Рассказыватьоб
устройстве и применении инструментов и приспособлений.

36

Материально-техническое обеспечение
1.
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант I) МБОУ «Сугайкасинская ООШ» Канашского района Чувашской Республики;
2.
Технология. Ручной труд. 1 класс: учеб.для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы /Л.А.Кузнецова, Я.С. Симукова.- 9-е изд.-М.: Просвещение, 2018.-143с.
3.
Технология. Ручной труд. 2 класс: учеб.для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы /Л.А.Кузнецова, Я.С. Симукова.- 9-е изд.-М.: Просвещение, 2018.-143с.
4.
Технология. Ручной труд. 3 класс: учеб.для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы /Л.А.Кузнецова, Я.С. Симукова.- 9-е изд.-М.: Просвещение, 2018.-143с.
5.
Технология. Ручной труд. 4 класс: учеб.для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы /Л.А.Кузнецова, Я.С. Симукова.- 9-е изд.-М.: Просвещение, 2018.-143с.
6. Раздаточные коллекции: «Виды и сорта бумаги» (бумага для письма, печати, рисования, впитывающая, цветная); «Виды
картона» (толстый, тонкий, гладкий, рифлёный (ребристый); серый, жёлтый, белый); «Виды и сорта ниток» (толстые, тонкие;
шерстяные, хлопчатобумажные); «Виды и сорта ткани» (хлопковые, шерстяные; гладкоокрашенные, с рисунком; толстые, тонкие;
гладкие и шероховатые, с длинным ворсом).
7. Образцы поздравительных открыток разного формата, формы и содержания.
8. Образцы настольных салфеток: бумажные, вязаные, с вышивкой и т. п.
9.
10.

Электронные образовательные ресурсы
Интерактивная доска, компьютер, документ- камера, принтер, ламинатор

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Методические разработки педагогов

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».