МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« СУГАЙКАСИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
КАНАШСКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МБОУ "Сугайкасинская ООШ"
Канашского района от 18 мая 2017 года № 49
ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ
I. Общие положения.
1.1. Данное Положение разработано в соответствии с :
- Федеральным Законом № 273 ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской
Федерации» ст.35 п.3; - Федеральным Законом Российской Федерации «О библиотечном
деле» № 78 ФЗ от 29.12.1994 года;
- Федеральным Законом №114-ФЗ «О противодействии экстремистской
деятельности» от 25.07.2002 г. (ред. от 21.07.2014 г. с изменениями, вступившими в силу с
02.08.2014 г.) ;
- Федеральным Законом от 29.12.2010 г. № 436–ФЗ «О защите детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию».
1.2. Библиотека является структурным подразделением МБОУ «Сугайкасинская
ООШ» (далее – Школа), участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях
обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование
библиотечно-информационными ресурсами.
1.3. Деятельность библиотеки основывается на принципах: общедоступности,
приоритета общечеловеческих ценностей, отсутствия дискриминации по культурному,
языковому, социальному признаку, свободного развития личности.
1.4. Школьная библиотека руководствуется в своей деятельности Уставом школы,
Положением о школьной библиотеке, утвержденным директором школы.
1.5. Библиотека ориентирует свою деятельность на цели и задачи Школы.
1.6. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и
условия их предоставления определяются Правилами пользования школьной
библиотекой, утвержденными приказом директора школы.
1.7. В соответствии с Федеральным Законом «О противодействии экстремистской
деятельности» № 114-ФЗ в школьной библиотеке запрещено распространение,
производство, хранение и использование литературы экстремистской направленности.
1.8.Комиссия ежемесячно проводит сверку имеющихся в фонде библиотеки
документов с Федеральным списком экстремистских материалов, изымает их из оборота
библиотеки. 1.9. В соответствии с Федеральным законом РФ от 29ю12.2010 г. № 436 «О
защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Федеральным
законом РФ от 29.07.2013 № 135-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального
закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
педагог-библиотекарь выявляет и исключает данную литературу из открытого доступа
отдела обслуживания обучающихся.
1.9.Организация обслуживания участников образовательного процесса производится
в соответствии с правилами техники безопасности, противопожарными и санитарногигиеническими требованиями.
2. Основные цели библиотеки.
2.1.Осуществление государственной политики в сфере образования через
библиотечно-информационное обслуживание пользователей, обеспечение их равных прав
на свободное и бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами,
гарантированное государством.
2.2.Создание единого информационно-образовательного пространства ОО;
организация комплексного библиотечно-информационного обслуживания всех категорий
пользователей, обеспечение их свободного и безопасного доступа к информации, знаниям,
идеям, культурным ценностям.
2.3. Воспитание гражданского самосознания, помощь в социализации обучающихся,
развитии их творческих способностей.
2.4. Содействие формированию информационной компетентности обучающихся.
2.5.Организация систематического чтения обучающихся и досуга в условиях
библиотеки с учетом интересов, потребностей, возрастных психофизических,
национальных особенностей обучающихся.
2.6.Совершенствование номенклатуры представляемых библиотекой услуг на основе
внедрения новых информационных технологий, компьютеризации библиотечноинформационных процессов, организации комфортной библиотечной среды, воспитания
информационной культуры учителей и обучающихся.
2.7. Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
3. Основные функции и виды деятельности:
- Аккумулирующая: библиотека формирует, накапливает, систематизирует и хранит
библиотечно-информационные ресурсы.
-Сервисная: библиотека предоставляет информацию об имеющихся библиотечноинформационных ресурсах, организует поиск и выдачу библиотечно-информационных
ресурсов, обеспечивает доступ к удаленным источникам информации.
- Методическая: библиотека разрабатывает учебные и методические материалы по
основам информационной культуры пользователей, алгоритмы и технологии поиска
информации.
- Учебная: библиотека организует подготовку по основам информационной
культуры для различных категорий пользователей.
- Просветительская: библиотека приобщает обучающихся к сокровищам мировой и
отечественной культуры.
- Воспитательная: библиотека способствует развитию чувства патриотизма по
отношению к государству, своему краю.
- Социальная: библиотека содействует развитию способности пользователей к
самообразованию и адаптации в современном информационном обществе.
- Координирующая: библиотека согласовывает свою деятельность с другими
библиотеками для более полного удовлетворения потребностей пользователей в
документах и информации.
Для реализации установленных настоящим Положением целей и функций
библиотека осуществляет следующие виды деятельности:
3.1. Формирование, организация и хранение фонда информационных ресурсов.
3.1.1.Организует единый универсальный фонд, включающий учебный фонд и
основной фонд на всех носителях информации.
3.1.2.Осуществляет пополнение единого библиотечного фонда всеми видами
источников информации по всем предметам учебного плана на традиционных и
нетрадиционных носителях информации:
- учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями и ЭФУ,
- учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам
основной образовательной программы основного общего образования,
- отечественной и зарубежной художественной литературой:
- научно-популярной, научно-технической и другой справочной литературой.
3.1.3. Осуществляет учет, техническую обработку, размещение и проверку фондов,
обеспечивает их сохранность, режим хранения согласно существующим нормативнометодическим документам.
3.1.4. Исключает документы из библиотечного фонда в соответствии с приказом
Минобразования № 2488 от 24 августа 2000 г. «Об учете библиотечных фондов библиотек
образовательных учреждений».
3.1.5. Обеспечивает сохранность фондов путем постоянного мониторинга состояния
фонда и проведения необходимых мероприятий по их сохранности.
3.2. Организация справочно-поискового аппарата.
3.2.1. Участвует в интеграции в процессы, обеспечивающие электронное обучение и
создание единой информационно-образовательной среды на организационном и
технологическом уровне.
3.2.2. Организует и ведет справочно-библиографический аппарат, в который входят:
каталоги (карточный), картотеки (систематическая картотека статей, тематические
картотеки).
3.2.3. Создает библиографическую продукцию, в том числе рекомендательную
(списки, обзоры, указатели и т. п.), с использованием методов аналитико-синтетической
переработки информации.
3.3. Библиотечно-информационное обслуживание.
3.3.1. Бесплатно оказывает пользователям основные библиотечные услуги:
- предоставляет полную информацию о составе библиотечного фонда через систему
каталогов и картотек;
- оказывает консультационную помощь в поиске документов; - выдает во временное
пользование документы из библиотечных фондов.
3.3.2.Осуществляет библиотечно-информационное, в том числе справочнобиблиографическое, обслуживание обучающихся:
- Создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной,
творческой деятельности с опорой на коммуникацию; формирует культуру чтения.
- Осуществляет текущее информирование и консультирование обучающихся о
новых поступлениях в библиотеку.
3.3.3. Формирует благоприятную информационную среду и условия доступности
полезной для жизни и социально необходимой литературы через:
- продвижение лучших образцов литературы;
- формирование представления о ценности и значимости чтения и книжной
культуры, создание положительных и привлекательных образов читающего человека,
книги, литературы, библиотек, книжных магазинов и других социальных институтов,
связанных с чтением;
- вовлечение в активное квалифицированное чтение не читающих и мало читающих
школьников.
3.3.4.Осуществляет библиотечно-информационное, в том числе справочнобиблиографическое, обслуживание педагогов.
3.3.5. Осуществляет текущее информирование педагогов (дни информации, обзоры
новых поступлений и публикаций), избирательное распространение информации, в том
числе на необходимых носителях и языках, дифференцированное информирование
руководства по вопросам управления образовательным процессом и учреждением в
целом.
3.3.6.Оказывает помощь в создании педагогических информационных продуктов
(библиографических списков, баз данных, веб-страниц и т. п.).
3.3.7. Организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя.
3.3.8. Удовлетворяет запросы в сфере обучения и воспитания обучающихся.
3.3.9.Осуществляет
библиотечно-информационное
обслуживание
родителей
(законных представителей) обучающихся.
3.4. Планирование, отчетность, методическая деятельность библиотеки.
3.4.1.Осуществляет стратегическое планирование, которое предусматривает
развитие библиотеки на срок от трех до пяти лет.
3.4.2.Осуществляет текущее планирование — определение целей и задач, сроков их
выполнения в течение года, квартала, включающее систему количественных и
качественных показателей работы.
3.4.3.Ежегодно отчитывается о результатах своей деятельности, о количественных и
качественных показателях работы.
3.5. Досуговая деятельность библиотеки.
3.5.1.Проводит культурно-досуговые мероприятия по развитию общей,
информационной и читательской культуры личности, речевых навыков, критического
мышления (литературные вечера, встречи, фестивали, конкурсы и др.); организует
читательские клубы, объединения.
3.5.2.Организует выставки новых поступлений, тематические выставки, презентации
современной российской и зарубежной детской литературы в целях активизации интереса
и приобщения к чтению обучающихся.
3.5.4. Осуществляет выставочную и издательскую деятельность с учетом интересов
и потребностей педагогического коллектива.
3.6. Информатизация работы библиотеки Библиотека принимает участие в создании
единого информационного пространства Школы.
3.7. Сотрудничество и стратегическое партнерство
3.7.1. Библиотека совершенствует систему устойчивого стратегического партнерства
с библиотечным сообществом, информационными центрами, другими организациями и
обществами.
3.7.2. Библиотека координирует работу с Педагогическим советом и методическими
объединениями Школы.
4. Организация деятельности библиотеки
4.1. Школьная библиотека располагается в здании Школы.
4.2. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе
библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным
планами школы, программами, проектами и планом работы школьной библиотеки.
4.3. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации
образования и в пределах средств, выделяемых учредителем, школа обеспечивает
библиотеку:
гарантированным
финансированием
комплектования
библиотечноинформационных ресурсов;
- необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии
со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации
компьютеров
(отсутствие
высокой
влажности,
запыленности
помещения,
коррозионноактивных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с
положениями СанПиНа;
- телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимыми
программными продуктами;
- ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;
- библиотечным оборудованием и канцелярскими принадлежностями.
4.4. Педагог-библиотекарь несет материальную ответственность за сохранность
имущества школьной библиотеки.
4.5. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного
фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными
перечнями 6 учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий
для деятельности библиотеки несет директор школы в соответствии с Уставом.
4.6.Режим работы школьной библиотеки определяется в соответствии с правилами
внутреннего распорядка школы.
5. Управление. Штаты
5.1. Общее руководство библиотекой и контроль за ее деятельностью осуществляет
директор Школы. Директор утверждает нормативно-технологическую документацию
библиотеки.
5.2. Руководство текущей деятельностью библиотеки осуществляет педагогбиблиотекарь, который обеспечивает выполнение возложенных на него задач и несет
ответственность в пределах своей компетенции и предоставленных прав перед обществом,
директором Школы, обучающимися, их родителями (законными представителями) за
организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с должностными
обязанностями, трудовым договором, должностной инструкцией и Уставом Школы.
5.3.Педагог-библиотекарь назначается на должность приказом директора школы, является
членом педагогического коллектива и входит в состав Педагогического совета
общеобразовательного учреждения.
5.4.Педагог-библиотекарь разрабатывает и представляет директору на утверждение
следующие документы:
- Положение о школьной библиотеке,
- Правила пользования школьной библиотекой;
- Планово-отчетная документация.
6. Права и обязанности работника библиотеки.
6.1. Педагог-библиотекарь имеет право:
- заниматься педагогической деятельностью по согласованию с директором Школы;
- проводить в установленном порядке факультативные занятия и уроки по развитию
библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры обучающихся;
- участвовать в управлении библиотекой, вносить предложения об улучшении форм,
средств, методов работы и условий труда.
6.2. Педагог-библиотекарь обязан:
- повышать квалификацию, в том числе в сфере информационных технологий и
межкультурной коммуникации. Условия повышения квалификации обеспечивают
директор Школы.
- надлежащим образом выполнять свои должностные обязанности, правила техники
безопасности, противопожарные и санитарно-гигиенические нормы.
- педагог-библиотекарь должен располагать сведениями о запрещенных книгах и
иной печатной продукции, т.е. иметь Федеральный перечень (список) экстремистской
литературы с дополнениями и изменениями.
- обеспечивает регулярное и своевременное обновление в школьной библиотеке
«Федерального списка экстремистских материалов» и проводит регулярные сверки
имеющегося библиотечного фонда и поступающей литературы с «Федеральным списком
экстремистских материалов» в целях предупреждения поступления экстремистских
материалов в школьную библиотеку.
7. Права и обязанности пользователей библиотеки
7.1. Пользователи библиотеки имеют право:
- получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных
ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
- пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
- получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
- получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные
издания и другие источники информации;
- получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические
справки на основе фонда библиотеки;
- участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
- обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.
7.2. Пользователи школьной библиотеки обязаны:
- соблюдать правила пользования школьной библиотекой;
- бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не
делать в книгах подчеркивания, пометки), иным документам на различных носителях,
оборудованию, инвентарю;
- поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки,
расположения карточек в каталогах и картотеках;
- пользоваться ценными и справочными документами только в помещении
библиотеки;
- убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении
проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные
дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;
- расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ
(исключение: обучающиеся 1—4 классов);
- возвращать документы в школьную библиотеку в установленные сроки;
- заменять документы школьной библиотеки в случае их утраты или порчи им
равноценными;
- полностью рассчитаться с школьной библиотекой по истечении срока обучения
или работы в школе.
7.3. Порядок пользования школьной библиотекой:
- запись в школьную библиотеку обучающихся производится по списочному составу
класса, педагогических и иных работников школы - в индивидуальном порядке, родителей
(иных законных представителей) обучающихся — по паспорту;
- перерегистрация пользователей школьной библиотеки производится ежегодно;
- документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является
читательский формуляр;
- читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из
фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.
7.4. Порядок пользования абонементом:
- пользователи имеют право получить на дом не более двух документов
одновременно;
- максимальные сроки пользования документами: учебники, учебные пособия учебный год; научно-популярная, познавательная, художественная литература – 14 дней;
периодические издания, издания повышенного спроса - 7 дней; - пользователи могут
продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны
других пользователей.
Настоящее положение вступает в силу со дня его утверждения и действует до
внесения изменений и дополнений.