Положение о специальной индивидуальной образовательной программе развития обучающихся с ОВЗ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« СУГАЙКАСИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
КАНАШСКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПРИНЯТО
на педагогическом совете школы
протокол № 3 от 14 ноября 2016 года

УТВЕРЖДЕНО:
приказом директора МБОУ
"Сугайкасинская ООШ" Канашского района
от 15 ноября 2016 года № 109

Положение
о специальной индивидуальной образовательной программе развития
обучающегося с ОВЗ в МБОУ «Сугайкасинская ООШ»
Канашского района Чувашской Республики
1. Общие положения
Данное положение разработано в соответствии Приказами Министерства образования и
науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г № 1598 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и №1897 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования»;
примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной (интеллектуальными
нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями (вариант 2),
требованиями ФГОС от 19.12.2014г. приказ № 1599;
адаптированной основной общеобразовательной программы, варианта 2, нацеленной на
образование детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР с
учетом их образовательных потребностей;
заключения ЦПМПК г. Чебоксары Чувашской Республики.
1. Специальная индивидуальная образовательная программа развития (далее – СИПР)
- документ, содержащий в себе совокупность учебных курсов, разделов программы, форм
и способов их освоения, которые позволяют создать условия для максимальной
реализации особых образовательных потребностей обучающегося с ограниченными
возможностями здоровья на определенной ступени, этапе образования.
1.2. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014)
«Об образовании в Российской Федерации» ст. 28 п 6 «разработка и утверждение
образовательных программ образовательной организации» относится к компетенции,
праву, обязанности и ответственности образовательной организации.
1.3. Целевое назначение СИПР заключается в направленности на преодоление
несоответствия между процессами обучения ребенка по образовательным программам
определенной ступени, этапа образования и его реальными возможностями исходя из
структуры нарушения, познавательных потребностей и возможностей.
1.4. СИПР разрабатывается на один учебный год на основе примерных основных
общеобразовательных
программ
с
учетом
индивидуальных
особенностей
психофизических особенностей обучающихся.
1.5. СИПР разрабатывается для нуждающихся в ней обучающихся, а именно, для: - детей,
получающих образование в форме индивидуального обучения на дому; - обучающихся со

сложным дефектом; - учащихся, которые обучаются в классном коллективе и не
осваивают по разным причинам содержание образования по определенным учебным
курсам.
1.6. В зависимости от затруднений и потребностей учащегося СИПР может быть
разработана по отдельному учебному курсу или применительно к комплексному
обучению, воспитанию, коррекции и компенсации нарушений в развитии обучающегося.
1.7. Структурно-содержательная форма СИПР обучающегося, воспитанника должна быть
в образовательном учреждении единой, соответствовать требованиям ФГОС.
2. Порядок согласования и утверждения специальной индивидуальной
образовательной программы развития обучающегося с ОВЗ
2.1. СИПР разрабатывается учителями, учителем-логопедом, педагогом-психологом.
2.2. Решение о необходимости разработки для обучающегося СИПР принимается
специалистами образовательного учреждения коллегиально на заседании психологомедико-педагогического консилиума на основе анализа результатов психологопедагогического обследования ребенка.
2.3. Для разработки и реализации СИПР председателем психолого-медикопедагогического консилиума назначается ответственный куратор.
2.4. В качестве куратора может выступать заместитель руководителя образовательного
учреждения, классный руководитель, учитель-логопед, педагог-психолог и другие
специалисты.
2.5. В обязанности куратора входит:
- объединение усилий специалистов при подготовке индивидуальной образовательной
программы;
- оформление СИПР и утверждение ее руководителем образовательного учреждения;
- согласование СИПР с родителями обучающегося;
- внесение корректив в содержание СИПР и другие функции.
2.6. СИПР в обязательном порядке следует согласовать с родителями (законными
представителями) обучающегося. При согласии с содержанием СИПР родителю следует
поставить подпись.
2.7. СИПР обучающегося обязательно утверждается приказом руководителя
образовательного учреждения. При этом на титульном листе СИПР в правом верхнем углу
ставится соответствующий гриф об утверждении рабочей программы: «Утверждаю».
Директор ________Ф.И.О. (приказ от ___ № __). В левом верхнем углу: Рассмотрено и
рекомендовано к утверждению педагогическим советом (протокол от __№ _).
2.8. При необходимости СИПР может быть согласована с председателем психологомедико-педагогического консилиума образовательного учреждения, руководителями
предметных методических объединений.
2.9. По результатам промежуточной диагностики реализации СИПР по согласованию со
специалистами психолого-медико- педагогического консилиума в ее содержание могут
вноситься коррективы.
2.10. По итогам промежуточной аттестации осуществляется обсуждение успешности
реализации СИПР обучающегося, воспитанника на итоговом психолого-медикопедагогическом консилиуме образовательного учреждения.
3. Структура специальной индивидуальной образовательной программы
развития обучающегося с ОВЗ
3.1. Титульный лист, где указывается наименование образовательного учреждения (в
соответствии с уставом), наименование программы, срок ее реализации, адресность
программы (фамилия, имя обучающегося, класс), согласование программы с родителями
обучающегося. В правом верхнем углу ставится гриф утверждения руководителем
образовательного учреждения.

3.1.2 СИПР содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел включает:
 Пояснительную записку;
 Планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО;
 Систему оценки достижений планируемых результатов освоения СИПР.
Содержательный раздел
 Программа формирования базовых учебных действий
 Программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей
области
 Программа духовно-нравственного развития, воспитания
 Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного
образа жизни
 Программа коррекционной работы
 Программа внеурочной деятельности
 Организационный раздел
 Учебный план
 Система условий реализации СИПР
3.1.3 Пояснительная записка содержит:
 цели реализации СИПР, конкретизированные в соответствии с требованиями
Стандарта к результатам освоения обучающимися с ОВЗ СИПР (цель и задачи
сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья на
определенный временной промежуток);
 принципы и подходы к формированию СИПР;
 общую
характеристику СИПР, обоснование варьирования содержания
образования, если имеет место перераспределение количества часов, отводимых на
изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения
тем и др.
 психолого-педагогическую характеристику обучающихся с ОВЗ, которая
содержит:
 особенности
познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти,
мышления;
 двигательное развитие ребенка;
 особенности эмоционально-личностного развития, поведение ребенка в разных
ситуациях;
 представления о себе и об окружающем мире; Оценку социально-бытовых навыков
(навыки самообслуживания, бытового труда, общения с окружающими в быту);
 коммуникативные умения и навыки;
 состояние слуха, результаты педагогического обследования
 состояние речи;
 особенности
деятельности
(интерес
и
мотивация
к
деятельности,
работоспособность, внимание, темп, продуктивность деятельности
 способ выполнения заданий (по словесной (жестовой) инструкции, действия по
подражанию, по образцу и др.),
 степень
самостоятельности
и
необходимость
посторонней
помощи
(самостоятельно, с частичной помощью, только вместе со взрослым).
На основании анализа результатов психолого-педагогического обследования делаются
выводы о приоритетных задачах развития и обучения ребенка, определяются основные
образовательные области, учебные предметы, специальные (коррекционные) курсы для
дальнейшей педагогической работы с ребенком.
4. Планируемые результаты освоения СИПР должны:

обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательной
деятельностью и системой оценки результатов освоения СИПР;
 являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих
программ учебных предметов и учебно-методической литературы, а также для
системы оценки качества освоения обучающимися СИПР в соответствии с
требованиями Стандарта.
Структура и содержание планируемых результатов освоения СИПР должны отражать
требования Стандарта, передавать специфику образовательной деятельности (в частности,
специфику целей изучения отдельных учебных предметов и курсов коррекционноразвивающей области), соответствовать возрастным возможностям и особым
образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ.


4. Система оценки достижения планируемых результатов освоения
СИПР
В данном разделе излагаются критерии и показатели промежуточного и итогового
мониторинга результатов реализации специальной индивидуальной образовательной
программы развития, формулируется обоснование внесения корректив по результатам
промежуточной диагностики и заключение о реализации СИПР в целом при обсуждении
данного вопроса в рамках итогового психолого-медико-педагогического консилиума по
итогам учебного года.
3.1.6. Содержание программы.
Раздел, раскрывающий содержание индивидуальной программы, целесообразно разделить
на три основных компонента или блока. Образовательный компонент, в котором
раскрывается содержание образования на определенном году обучения с включением
календарно-тематического
планирования,
критериев
оценивания
достижений
обучающегося и др. Образовательный компонент является обязательным для
содержательного наполнения, если в индивидуальную программу включен
индивидуальный учебный план. В части содержательного наполнения данного
компонента дублируется содержание рабочей программы по учебному курсу.
Коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной
работы с обучающимся, ее приемы, методы и формы. В коррекционном блоке следует
предусмотреть раздел учителя-логопеда, педагога-психолога, а также раздел учителя,
который имеет возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с
обучающимся в урочной и внеурочной деятельности по предмету. Воспитательный
компонент содержит в себе раздел классного руководителя, а также раздел, реализуемый
родителями обучающихся, в котором описываются условия взаимодействия специалистов
и родителей в процессе психолого-педагогического сопровождения обучающегося.
4. Приложения, включающие задания и рекомендации для организации
образовательной деятельности обучающихся
4.1 Общие сведения содержат:
1) Персональные данные о ребенке и его родителях;
2) Характеристику семейных условий (бытовые условия, отношение членов семьи к
образованию ребенка;
3) Заключение ПМПК и другие медицинские документы.
4.2 Условия выполнения программы (количество занятий, занятия в классе и
индивидуальные, общий и двигательный режим, средства коммуникации и др.)
4.3 Перечень основных технических средств и дидактических материалов (включая
индивидуальные средства реабилитации), необходимых для реализации СИПР.
4.4 Специалисты, участвующие в реализации СИПР.

К разработке СИПР привлекаются все специалисты, которые включены в воспитательнообразовательную работу с ребенком и родители, которые формулируют свои запросы в
развитии и обучении ребенка.
4.5 Перечень основных и вспомогательных подходов/методов обучения и воспитания
ребенка, которые могут быть эффективно использованы для достижения запланированных
возможных результатов. Здесь также может быть представлен способ взаимодействия с
ребенком, выбор доступных ребенку и родителям средств общения (жестовая, тактильная,
устная речь).
4.6 Содержание воспитания и обучения в семье.
4.7 Средства мониторинга и оценки результатов обучения.
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе
мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень знаний,
представлений, умений, навыков, внесенных в содержание СИПР. Оценивается не только
уровень усвоения предлагаемого материала, но и способ выполнения действий
(«выполняет действие самостоятельно», «действие не выполняет», (или «пассивно
участвует в выполнении действия»), «выполняет с помощью» (частичной или полной,
существенной), по жестовой, тактильной, устной инструкции, по образцу; по
подражанию. Фиксируется степень сформированности запланированных представлений,
умений, навыков: «невозможно выявить», «не сформировано», «сформировано частично»,
«сформировано».
Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в
виде характеристики. На основе этой характеристики составляется СИОП на следующий
учебный период.
5. Порядок внесения изменений и дополнений 5.1.Изменения и дополнения в
настоящее Положение вносятся Педагогическим советом и рекомендуются к
утверждению на его заседании решением Педагогического совета.
5.2.Изменения и дополнения в настоящее Положение утверждается приказом
руководителя образовательной организации.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Методические разработки педагогов

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».