musik

РАССМОТРЕНА
на заседании педагогического совета,
протокол № 1от 26 августа 2022 года

УТВЕРЖДЕНА
приказом от 26.08.2022 г. № 81
Директор: ___________С.В.Николаев

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ»
5 КЛАСС
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

Д. СУГАЙКАСЫ, 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Музыка и движение» ― учебный предмет, предназначенный для формирования у
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их
музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности.
Цель ― приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной
культуры.
Адаптированная рабочая программа основного общего образования МБОУ
«Сугайкасинская ООШ» Канашского района Чувашской Республики по предмету «Музыка
и движение» 5 класса (обучение на дому) обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) по варианту 2 составлена на основе Адаптированной
основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), принятой на Педагогическом совете
(протокол № 4 от 23.05.2016), утверждённой приказом директора школы (№ 38 от
23.05.2016) и обеспечена специальным УМК для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Адаптированная рабочая программа по предмету «Музыка и движение» 5
класса (обучение на дому) обеспечивает достижение планируемых результатов
освоения Адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ
«Сугайкасинская ООШ» Канашского района Чувашской Республики. Адаптированная
рабочая программа по предмету «Музыка и движение» 5 класса (обучение на
дому) обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) разрабатываются на основе: требований к личностным и предметным
результатам (возможным результатам) освоения АООП; программы формирования
базовых учебных действий.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ»
С УЧЁТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ЕГО ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Педагогическая работа с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью и с ТМНР направлена на его социализацию и интеграцию в общество. Одним
из важнейших средств в этом процессе является музыка. Физические недостатки могут
ограничивать желание и умение танцевать, но музыка побуждает ребенка двигаться иными
способами. У человека может отсутствовать речь, но он, возможно, будет стремиться к
подражанию и «пропеванию» мелодии доступными ему средствами. Задача педагога
состоит в том, чтобы музыкальными средствами помочь ребенку научиться воспринимать
звуки окружающего мира, развить эмоциональную отзывчивость на музыкальный ритм,
мелодику звучания разных жанровых произведений.
Участие ребенка в музыкальных выступлениях способствует его самореализации,
формированию чувства собственного достоинства. Таким образом, музыка
рассматривается как средство развития эмоциональной и личностной сферы, как средство
социализации и самореализации ребенка. На музыкальных занятиях развивается не только
способность эмоционально воспринимать и воспроизводить музыку, но и музыкальный

слух, чувство ритма, музыкальная память, индивидуальные способности к пению, танцу,
ритмике.
Программно-методический материал включает 4 раздела: «Слушание музыки»,
«Пение», «Движение под музыку», «Игра на музыкальных инструментах».
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом МБОУ «Сугайкасинская ООШ» Канашского
района Чувашской Республики учебный предмет «Музыка и движение» в 5 классе
(обучение
на
дому) образования обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) на изучение учебного предмета «Музыка и движение»
отводится 17 часов в год (0,5 часа в неделю).
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ»
Личностными результатами обучающихся
являются
результаты,
обеспечивающие овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций,
необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру,
овладение ими социокультурным опытом. Личностными результатами являются:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному
полу, осознание себя как "Я";
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его
органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира,
покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
труду, работе на результат, бережному отношению к духовным ценностям.
Предметными результатами являются:
1) Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых
умений, освоение игре на доступных музыкальных инструментах, эмоциональное и
практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкальнотанцевальных, вокальных и инструментальных выступлений.
 Интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение
под музыку, игра на музыкальных инструментах).
 Умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения.

Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, сопровождение мелодии
игрой на музыкальных инструментах.
 Умение узнавать знакомые песни, подпевать их, петь в хоре.
2) Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях.
 Умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и
самостоятельной музыкальной деятельности.
 Стремление к совместной и самостоятельной музыкальной деятельности;
 Умение использовать полученные навыки для участия в концертах, спектаклях, др.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ» (17 ч)
Адаптированная программа 5 класса (обучение на дому) предполагает работу по
разделам: «Слушание музыки», «Пение», «Движение под музыку», «Игра на музыкальных
инструментах».
Слушание (4 ч)
Слушание (различение) тихого и громкого звучания музыки. Определение начала и конца
звучания музыки. Слушание (различение) быстрой, умеренной, медленной музыки.
Слушание (различение) колыбельной песни и марша. Слушание (различение) веселой и
грустной музыки. Узнавание знакомой песни. Определение характера музыки. Узнавание
знакомой мелодии, исполненной на разных музыкальных инструментах. Слушание
(различение) сольного и хорового исполнения произведения. Определение музыкального
стиля произведения. Слушание (узнавание) оркестра (народных инструментов,
симфонических и др.), в исполнении которого звучит музыкальное произведение.
Соотнесение музыкального образа с персонажем художественного произведения.
Пение (3 ч)
Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни.
Подпевание отдельных или повторяющихся звуков, слогов и слов. Подпевание
повторяющихся интонаций припева песни. Пение слов песни (отдельных фраз, всей песни).
Выразительное пение с соблюдением динамических оттенков. Пение в хоре. Различение
запева, припева и вступления к песне.
Движение под музыку (7 ч)
Топанье под музыку. Хлопки в ладоши под музыку. Покачивание с одной ноги на другую.
Начало движения вместе с началом звучания музыки и окончание движения по ее
окончании. Движения: ходьба, бег, прыжки, кружение, приседание под музыку разного
характера. Выполнение под музыку действия с предметами: наклоны предмета в разные
стороны, опускание/поднимание предмета, подбрасывание/ловля предмета, взмахивание
предметом и т.п. Выполнение движений разными частями тела под музыку: «фонарики»,
«пружинка», наклоны головы и др. Соблюдение последовательности простейших
танцевальных движений. Имитация движений животных. Выполнение движений,
соответствующих словам песни. Соблюдение последовательности движений в
соответствии с исполняемой ролью при инсценировке песни. Движение в хороводе.
Движение под музыку в медленном, умеренном и быстром темпе. Ритмичная ходьба под
музыку. Изменение скорости движения под музыку (ускорять, замедлять). Изменение
движения при изменении метроритма произведения, при чередовании запева и припева
песни, при изменении силы звучания. Выполнение танцевальных движений в паре с другим

танцором. Выполнение развернутых движений одного образа. Имитация (исполнение) игры
на музыкальных инструментах.
Игра на музыкальных инструментах (3 ч)
Слушание (различение) контрастных по звучанию музыкальных инструментов, сходных по
звучанию музыкальных инструментов. Освоение приемов игры на музыкальных
инструментах, не имеющих звукоряд. Тихая и громкая игра на музыкальном инструменте.
Сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте. Своевременное вступление
и окончание игры на музыкальном инструменте. Освоение приемов игры на музыкальных
инструментах, имеющих звукоряд. Сопровождение мелодии ритмичной игрой на
музыкальном инструменте. Игра в ансамбле.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
№ п/п Тема урока

1
2

3

4

5
6

Слушание (4 ч)
Слушание (различение)
грустной музыки.
Слушание
(различение)
громкого звучания музыки.

Основные виды учебной деятельности

веселой

тихого

и
Наблюдать за использованием музыки в
жизни человека. Воспринимать звуки
и природы, сравнивать их с музыкальными
звуками.

Определение начала и конца звучания Проявлять эмоциональную
отзывчивость, личностное отношение
музыки.
при
восприятии
и
исполнении
музыкальных произведений.
Слушание
(различение)
быстрой,
умеренной, медленной музыки.
Развивать слуховое внимание и чувство
ритма
Пение (3 ч)
Подражание
характерным
звукам
животных во время звучания знакомой Исследовать интонационно-образную
песни.
природу музыкального искусства.
Подпевание
отдельных
или
Распознавать и
повторяющихся звуков, слогов и слов.
эмоционально откликаться на
Подпевание повторяющихся интонаций
выразительные
и
изобразительные
припева песни.
особенности музыки.

7

8

Развивать умения
самостоятельно
узнавать и называть музыкальные
произведения.
Движение под музыку (7 ч)
Движение под музыку в медленном,
умеренном и быстром темпе.

9
10
11
12
13

14

Движения:
ходьба,
бег,
прыжки,
кружение, приседание под музыку Развивать эмоциональную
отзывчивость и реагирование на музыку
разного характера.
Выполнение движений разными частями различного характера.
тела под музыку
Воплощать эмоциональные состояния в
различных
видах
музыкальноТопанье под музыку.
творческой деятельности (пение, игра на
детских элементарных музыкальных
Хлопки в ладоши под музыку.
инструментах,
импровизация,
сочинение).
Покачивание с одной ноги на другую.
Участвовать в совместной деятельности
при
воплощении
различных
музыкальных образов.
Начало движения вместе с началом
Проявлять эмоциональную
звучания музыки
отзывчивость, личностное отношение
при
восприятии
и
исполнении
музыкальных произведений.
Игра на музыкальных инструментах (3
ч)

15

Слушание (различение) контрастных по Исследовать интонационно-образную
звучанию музыкальных инструментов
природу музыкального искусства.

16

Распознавать и
Освоение приемов игры на музыкальных эмоционально откликаться на
выразительные
и
изобразительные
инструментах, не имеющих звукоряд.
особенности музыки.

17

Развивать умения
определять
разнообразные по форме и характеру
Освоение приемов игры на музыкальных музыкальные
произведения:
марш,
инструментах, не имеющих звукоряд.
танец, песня — веселая, грустная,
спокойная.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Требования к оснащению учебной деятельности на уроках музыки и движения в 5
классе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) учитывают современные представления о культуре и безопасности труда
учеников.
Оснащение учебной деятельности в начальной школе направлено на обеспечение:
• гигиенических требований к работе обучающихся,
• работы с моделями,
• достаточного уровня графической и музыкальной грамотности.,
№ п/п Наименование оборудования

Необходимый минимум
на каждого ученика

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ 1 экз.
«Сугайкасинская ООШ» Канашского района Чувашской
Республики

2

Адаптированная рабочая программа начального общего
образования по предмету «Музыка и движение» для 5 1 экз.
класса обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

3

Песенные сборники.

4

Справочные пособия, энциклопедии по музыке

5

Портреты композиторов в электронном виде

6

Плакаты: расположение инструментов и оркестровых
1 экз.
групп в различных видах оркестров, расположение
партий в хоре, графические партитуры

7

Транспарант: поэтический текст гимна России.

1 экз.
1 экз.
1 экз.

1 экз.

Информационно-коммуникативные средства. MULTIMEDIA – поддержка предмета
8

Мультимедийные
программы.

обучающие

художественные 1 экз.

9

Электронные библиотеки по музыке. Фонохрестоматия 1 экз.
для 1 класса СD (mp 3), М., Просвещение, 2010 г.

10

Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и 1 экз.
компания (ЗАО) «Три сестры»

11

Мультимедийная программа «Шедевры
издательства «Кирилл и Мефодий»

12

Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и 1 экз.
Мефодия 2009г.»

13

Мультимедийная
программа
классической музыки» «Коминфо»

14

Российский
общеобразовательный
- http://music.edu.ru/

музыки» 1 экз.

«Энциклопедия 1 экз.

портал 1 экз.

15

Обучающе – развивающая программа «Музыка и 1 экз.
живопись для детей» «Алиса»

16

«Коллекция классической музыки» (МР 3)

17

«Калинка – малинка» РНмелодии в исполнении на гуслях

18

Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.

19

Презентации, посвященные творчеству выдающихся 1 экз.
отечественных и зарубежных композиторов

20

М.П. Мусоргский «Картинки с выставки», обучающе1 экз.
развивающая программа «Музыка и живопись для детей»,
ЗАО «Новый дом», 2007

1 экз.
1 экз.
1 экз.

Учебно-практическое оборудование
1 экз.

21

Синтезатор, детские музыкальные инструменты

22

Дидактический раздаточный материал: карточки по 1 экз.
музыке
Технические средства обучения

23

Компьютер с программным обеспечением

1 экз.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Методические разработки педагогов

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».