okr.pripod.mir

РАССМОТРЕНА
на заседании педагогического совета,
протокол № 1от 26 августа 2022 года

УТВЕРЖДЕНА
приказом от 26.08.2022 г. № 81
Директор: ___________С.В.Николаев

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР»
5 КЛАСС (ВАРИАНТ 2)
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ

Д. Сугайкасы, 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Окружающий природный мир является одним из важных общеобразовательных
предметов в образовательных организациях, осуществляющих обучение обучающихся с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями).
Основной целью обучения окружающего природного мира является формирование
представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой,
бережного отношения к природе.
Исходя из основной цели, задачами обучения окружающего природного мира являются:
1) сформировать представления об объектах и явлениях неживой природы;
2) сформировать временные представления;
3) сформировать представления о растительном и животном мире.
Адаптированная рабочая программа основного общего образования МБОУ
«Сугайкасинская ООШ» Канашского района Чувашской Республики по предмету
«Окружающий природный мир» 5 класса (обучение на дому) обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по варианту 2 составлена на основе
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), принятой на Педагогическом
совете (протокол № 4 от 23.05.2016), утверждённой приказом директора школы (№ 38 от
23.05.2016) и обеспечена специальным УМК для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Адаптированная рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» 5
класса (обучение на дому) обеспечивает достижение планируемых результатов
освоения Адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ
«Сугайкасинская ООШ» Канашского района Чувашской Республики. Адаптированная
рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» 5 класса (обучение на
дому) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
разрабатываются на основе: требований к личностным и предметным результатам
(возможным результатам) освоения АООП; программы формирования базовых учебных
действий.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР»
С УЧЁТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ЕГО ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми
и множественными нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него
использования знаний окружающего и природного мира. Знакомство с началами
естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику
ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира
понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении,
попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами
природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное
благополучие. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественнонаучных и
социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с
возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического
образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей,
идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное
многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее

национальное достояние России. Таким образом, курс создает прочный фундамент для
изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития
личности.
Материал по предмету «Окружающий природный мир» представлен в
адаптированной рабочей программе 5 класса образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разделами: «Временные представления»,
«Объекты неживой природы», «Живая природа».
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного
материала по окружающему природному миру, необходимы ему для ориентировки в
окружающей действительности, т.е. во временных, пространственных отношениях,
решение задач познавательного развития. Умение наблюдение объектов окружающего
мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения
(опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение
простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов
и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств
изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и многое другое.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом МБОУ «Сугайкасинская ООШ» Канашского
района Чувашской Республики в 5 классе (обучение на дому) обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на изучение учебного предмета
«Окружающий природный мир» отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР»
Личностными результатами обучающихся
являются
результаты,
обеспечивающие овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций,
необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру,
овладение ими социокультурным опытом. Личностными результатами являются:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному
полу, осознание себя как "Я";
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его
органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира,
покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметными результатами являются:
- представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времён года и
соответствующих сезонных изменениях в природе, умений адаптироваться к конкретным
природным и климатическим условиям: интерес к объектам и явлениям неживой природы;
- расширение представлений об объектах неживой природы (солнце, луна, звёзды, вода,
воздух, земля);
- представления о временах года, характерных признаках времён года, погодных
изменениях, их влияние на жизнь человека;
- умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил
жизнедеятельности, охраны здоровья;
- представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека: интерес
к объектам живой природы; расширение представлений о животном и растительном мире
(растения: деревья, кустарники, травы, цветы; животные, их виды, понятия «дикие» «домашние» и др.); опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным,
ухода за ними;
- умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.);
- умение различать части суток, дни недели, смена событий дня, суток;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР» (34 ч)
Адаптированная программа 5 класса (обучение на дому) предполагает работу по разделам:
«Временные представления», «Объекты неживой природы», «Живая природа».
Временные представления
Представление о частях суток. Представление о неделе. Представление о годе.
Представление о временах года (осень, зима, весна, лето). Представление о сезонных
явлениях природы (дождь, снег, гроза, радуга, туман, ветер). Представление о погоде
текущего дня. Представления о деятельности человека в контексте течения времени: в
разное время года, в разную погоду. Измерение времени (календарь, часы).
Объекты неживой природы
Представление о воздухе. Представление о земле и небе. Представление о реке.
Представление о водоеме. Представление о лесе. Представление о луге. Представление о
формах земной поверхности. Представление об изображении земной поверхности на карте.
Представление о полезных ископаемых (уголь, нефть, газ, известняк, гранит, золото,
серебро и др.) с учетом местных природных ресурсов. Представление о значении объектов
природы в жизни человека.
Живая природа
Представление о животном. Представление о домашних животных (корова, свинья,
лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Представление о диких животных (лиса, заяц, волк,
медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). Представление о животных, обитающих в природных
зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж).
Представление о диких животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд,
лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, питон, крокодил).
Представление о птице. Представление о домашних птицах (курица (петух), утка, гусь,
индюк). Представление о перелетных и зимующих птицах (голубь, ворона, воробей, дятел,

синица, снегирь, сова, аист, ласточка). Представление о водоплавающих птицах (лебедь,
утка, гусь).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ
ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (34 ч)
Временные представления
Объекты неживой природы
Живая природа
№
п/п

Тема урока

1

Начало осени.

2

Овощи.

Формирование умения отличать овощи, фрукты и
ягоды.

3

Фрукты.

Формирование умения распределять
фрукты и ягоды по группам.

4

Ягоды.

Вершки и корешки.

5

Овощи, фрукты, ягоды.

6

Осень. Изменения в неживой Формирование умения определять осень на
картинке. Слушание объяснений учителя.
природе.
Наблюдение за демонстрациями учителя.
Формирование
умения отличать признаки
Осень. Изменения в жизни изменения у растений с приходом осени.
растений.

7

8

Листопад.

9

Грибы. Части гриба.

10

Съедобные и несъедобные грибы.

11

Осенние месяцы.

12

Изменение в жизни насекомых.

Основные виды учебной деятельности

овощи,

Формирование умения отличать грибы от других
растений. Определять грибы по картинкам,
отличать съедобные и несъедобные грибы.

13

Изменение в жизни птиц.

14

Как звери готовятся к зиме?

15

Зима. Изменения
природе.

16

Растения зимой.

17

Животные зимой.

18

Зимующие и перелётные птицы.

19

Помощь птицам зимой.

20

Зимние месяцы.

21

Домашние животные.

22

Домашние животные и уход за
ними.

23

Домашние птицы.

24

Уход за домашними птицами.

25

Весна. Весенние месяцы.

26

Изменения в неживой природе.

27

Изменения в жизни растений.

28

Подснежники.

в

Формирование умения определять осень на
картинке. Слушание объяснений учителя.
Наблюдение за демонстрациями учителя.
Формирование
умения отличать признаки
изменения у животных с приходом осени.

неживой Формирование
умения отличать живую
и
неживую природу. Слушать объяснения учителя,
показывать картинку с изображением зимы.
Формирование
умения определять зиму на
картинке. Слушание объяснений учителя.
Наблюдение за демонстрациями учителя.

Формирование умения
домашних животных.

отличать

диких

и

Формирование умения
домашних птиц.

отличать

диких

и

Формирование умения определять весну на
картинке. Умения слушать объяснения учителя
наблюдения
за
природными
явлениями.
Умение отличать изменения у растений с
приходом весны.

29

Цветы. Части растения.

Формирование
умения ориентироваться в
частях растения. Слушание объяснений учителя,
объяснений наблюдаемых явлений.

30

Насекомые весной.

31

Прилёт птиц.

Формирование умения определять весну на
картинке. Умения слушать объяснения учителя
наблюдения
за
природными
явлениями.
Умение отличать изменения у животных с
приходом весны.

32

Животные весной.

33

Скоро лето.

34

Летние месяцы.

Формирование
умения определять лето
на
картинке. Умения слушать объяснения учителя
наблюдения за природными явлениями.

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Требования к оснащению учебной деятельности на уроках окружающего
природного мира в 5 классе (обучение на дому) обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) учитывают современные представления о культуре и
безопасности труда учеников.
Оснащение учебной деятельности в начальной школе направлено на обеспечение:
• гигиенических требований к работе обучающихся;
• работы с моделями.
№ п\п Наименование оборудования

Необходимый
минимум

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
1 экз.
(интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Сугайкасинская
ООШ» Канашского района Чувашской Республики

2

Адаптированная рабочая программа основного общего
образования МБОУ «Сугайкасинская ООШ» Канашского района
Чувашской Республики по окружающему природному миру для 5 1 экз.
класса (обучение на дому) обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (по варианту 2)

Печатные пособия, материалы

3

Детская
справочная
литература
(справочники,
атласыопределители, энциклопедии) об окружающем природном 1 экз.
мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.).

4

Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в
1 экз.
соответствии с программой обучения.

5

Плакаты по основным темам естествознания – магнитные или
1 экз.
иные (природные сообщества леса, леса, луга, болота, озёра и т.п.).

6

Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствие с
тематикой, определенной в программе по окружающему 1 экз.
природному миру (в том числе, в цифровой форме)

Технические средства
7

Персональный компьютер

1 экз.

Экранно-звуковые пособия

8

Видеофрагменты
и
другие
информационные
объекты
(изображения, аудио- и видеозаписи), отражающие основные темы 1 экз.
курса окружающий природный мир

Игры и игрушки
9

Настольные развивающие игры (типа "Эрудит") и др.

1 экз.
1 экз.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Методические разработки педагогов

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».