Приложение
К АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА
I вариант
1 - 4 класс
Составила: Васильева Татьяна Петровна, учитель начальных классов
д. Сугайкасы, 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Мир природы и человека» разработана в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);
-Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант I) МБОУ «Сугайкасинская ООШ» Канашского района Чувашской Республики;
- Учебным планом МБОУ «Сугайкасинская ООШ» Канашского района Чувашской Республики.
Программа реализуется через учебники:
Учебник "Мир природы и человека" 1 класс ( в 2-х частях), Н.Б.Ярочкина, М.А. Попова,
Учебник "Мир природы и человека" 2 класс ( в 2-х частях), Н.Б.Ярочкина, М.А. Попова,
Учебник "Мир природы и человека" 3 класс ( в 2-х частях), Н.Б.Ярочкина, М.А. Попова,
Учебник "Мир природы и человека" 4 класс ( в 2-х частях), Н.Б.Ярочкина, М.А. Попова,
Москва "Просвещение", 2017;
Москва "Просвещение", 2018;
Москва "Просвещение", 2018;
Москва "Просвещение", 2018;
Цели и задачи курса
Цель: формирование
первоначальных знаний
о живой и неживой природе;
понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природыи человека.
Задачи:
- формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим предметам, расширять и обогащать
представление о непосредственно окружающем мире и мире, который находится вне поля их чувствительного опыта;
-корригировать и развивать внимание, наблюдательность, чувственное восприятие, аналитико-синтетическую деятельность учащихся,
мышление на основе обучения способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать
причинно- следственные связи и закономерности, обогащать словарный запас учащихся и активизировать его;
-систематизировать знания и представления, способствующие повышению интеллектуальной активности учащихся лучшему усвоению
учебного мате-риала по другим учебным дисциплинам;
-способствовать освоению элементарных социальных навыков и формированию духовно – нравственных ценностей;
-обогащение жизненного опыта детей путем организации непосредственных наблюдений в природе и обществе, в процессе предметнопрактической и продуктивной деятельности;
-уточнять, расширять и активизировать лексический запас, развивать устную монологическую речь;
-привлекать учащихся к участию в беседе;
-добиваться правильных, полных и отчетливых ответов на вопросы, умение задавать вопросы, дополнять высказывания товарищей;
-описывать под руководством учителя предметов и явлений природы после наблюдения за ними и беседы;
-составлять под руководством учителя небольших рассказов об изучаемых растениях и животных, о явлениях природы, сезонных
изменениях в природе;
-использование в речи вновь усвоенных слов, выражение пространственных и временных отношений между конкретными объектами
посредством предлогов и наречий.
Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями
овладения ими устной речи.
Общая характеристика учебного предмета
В программе курса «Мир природы и человека» выделяются разделы:
«Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа (в том числечеловек)», «Безопасное поведение».
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Важную роль в обучении устной речи играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников учебно-познавательных
мотивов.
Необходимо формировать личностные, регулятивные познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа
умения учиться.
В сфере личностных базовых учебных действий необходимо формировать внутреннюю позицию школьника, адекватную мотивацию
учебной деятельности, ориентировать учащихся на моральные нормы и их выполнение.
В сфере регулятивных базовых учебных действий контролировать и оценивать свои действия.
В сфере познавательных базовых учебных действий научатся использовать представления о предметах и явлениях окружающей
действительности.
В сфере коммуникативных базовых учебных действий приобретут начальные умения учитывать позицию собеседника,
организовывать иосуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.
Изучение предмета «Мир природы и человека» в школе помогает решать коррекционно-развивающие задачи по развитию психических
процессов. В результате изучения курса у учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим
учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые
представленияо мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений,
практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и
накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и
явлениями.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета «Мир природы и человека» в 1 классе отводится по 2 часа в неделю, курс рассчитан на 66 часов (33 учебные
недели).
На изучение предмета «Мир природы и человека» во 2 классе отводится 2 часа в неделю, курс рассчитан на 66 часов (33 учебные недели).
На изучение предмета «Мир природы и человека» в 3 классе отводится 2 часа в неделю, курс рассчитан на 66 часов (33 учебные недели).
На изучение предмета «Мир природы и человека» в 4 классе отводится 2 часа в неделю, курс рассчитан на 66 часов (33 учебные недели).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В программе «Мир природы и человека» представлены многообразные задания, иллюстративный и текстовый материал на развитие
следующих личностных умений и навыков:
- осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;
- адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам сопровождения учебного процесса и создания специальных условий
для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
- способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при взаимодействии в совместной деятельности;
- владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни;
Предметные результаты
1 класс
Минимальный уровень:
-правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
-различать объекты живой и неживой природы;
-выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;
-называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности;
-называть и показывать части тела человека, органы чувств, объяснять их назначение.
Достаточный уровень:
-узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в естественных условиях
-выделять и называть существенные признаки объектов живой и неживой природы
-классифицировать и дифференцировать объекты по одному или нескольким признакам
-замечать изменения в объектах природы и уметь рассказывать о нихуметь по своим наблюдениям делать выводы и приводить примеры
2 класс
Минимальный уровень:
- называть изученные объекты и явления природы;
- различать 2-3 комнатных растения, называть части растений. Ухаживать за ними;
- различать наиболее распространённые овощи и фрукты;
- различать домашних и диких животных, рыб;
- различать признаки времён года;
- выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма пищи.
Достаточный уровень:
- правильно называть изученные объекты и явления природы;
- различать 3-4 комнатных растения, части их, осуществлять уход за комнатными растениями;
- различать наиболее распространённые овощи и фрукты, объяснять, где они растут, как используются человеком;
- различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;
- различать элементарные гигиенические правила;
- различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой и неживой природы.
3 класс
Минимальный уровень:
- относить изученные объекты к определенным группам (корова - домашнее животное);
- называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой
группе (фрукты; птицы; зимняя одежда);
- знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость
его выполнения;
- знать основные правила личной гигиены;
иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
Достаточный уровень:
- узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;
- относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (волк ― дикое животное, зверь
(млекопитающее), животное, санитар леса);
- знать правила гигиены органов чувств;
- проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с
объектами окружающего мира;
4 класс
Минимальный уровень:
- представления о назначении объектов изучения;
- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
- отнесение изученных объектов к определенным группам;
- представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
- знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;
- знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
- ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
составление повествовательного или описательного рассказа из 2-3 предложений об изученных объектах по предложенному плану;(с
направляющей помощью учителя);
- адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях;
- адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации;
-правильно называть изученные объекты и явления;
- различать растения сада, огорода, леса, поля, знать их названия; различать культурные и дикорастущие цветковые растения;
- правильно ухаживать за растениями сада, различать плоды и семена растений, используемых в быту;
- различать домашних и диких животных и птиц, описывать их повадки, образ жизни, определять их значение в жизни человека;
- соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями, происходящими в живой природе;
- определять время года, описывать его основные признаки; признаки месяцев, составляющих его; особенности жизни растений, животных,
человека;
Достаточный уровень:
- правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
- различать объекты живой и неживой природы;
- выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;
- называть наиболее распространённых диких и домашних животных;
- называть и показывать органы человека, объяснять их назначение;
- представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
- узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
- отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;
- знание отличительных существенных признаков групп объектов;
- знание правил гигиены;
- знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
- ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или
наблюдения, заинтересовавшем объекте;
- выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и
одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
- проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с
объектами окружающего мира;
соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
- выполнение доступных природоохранительных действий;
- готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме
программы
правильно называть изученные объекты и явления;
- сравнивать и различать растения сада, огорода, леса, поля, рассказывать об их использовании человеком;
- различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, определять их значение в жизни человека;
- бережно относиться к природе и людям;
- соотносить времена года, названия месяцев и их основные признаки, особенности жизни растений, животных человека в разное время
года.
Содержание учебного предмета
1 класс
Неживая природа
Названия и простейшие признаки объектов неживойприроды. Небо днем и ночью: солнце, облака, луна, звезды.Наблюдения за сменой дня
и ночи. Время суток: утро,день, вечер, ночь, их признаки.
Деятельность человека в течение суток.
Земля: песок, камни, глина.
Солнце – источник тепла и света.
Элементарные представления о роли солнечного теплаи света в жизни растений, животных, человека; о влияниисолнца на смену времен
года.
Сезонные изменения в природе
Сезонные изменения в неживой природе
Влияние солнца на изменения в природе: зима – солнце светит мало, греет слабо, жизнь замирает; лето – солнце долго светит, греет
сильно, все оживает. Солнце весной и осенью.
Знакомство с временами года и их названиями.
Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой природы в разное время года:холодно, тепло, жарко,
облачно, ясно, ветер, дождь, снег,снегопад, таяние снега, сосульки.
Погода. Наблюдения за изменениями погоды. Погода вчера, сегодня.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, зимний покой деревьев, набухание почек,появление листьев, рост трав,
первые цветы, цветение деревьев. Береза, клен, мать-и-мачеха.
Наблюдения и описания зимующих птиц: ворона, воробей.
Животные зимой. Медведь, заяц.
Одежда людей, игры детей в разное время года
Живая природа
Растения
Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: деревья, кустарники, травы, цветковые растения(различия этих групп не
разбираются).
Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок.
Наблюдения за жизнью растений в своей местности: рост, цветение, образование плодов и семян; приспособление к смене времен года.
Элементарные представления о приспособлении растений к разным условиям жизни: растения жарких стран,растения стран с холодным
климатом, их сравнение.
Животные
Общие представления о мире животных, их разнообразии: домашние и дикие животные, птицы, рыбы, насекомые (различия групп не
разбираются).
Элементарные представления о приспособлении диких животных к разным условиям жизни: животные жарких стран, животные стран с
холодным климатом, их сравнение.
Знакомство с животными своей местности. Понятие о месте обитания, повадках, приспособлении к смене времен года (1–2 хорошо
знакомых животных).
Человек. Безопасное поведение
Пол, возраст, имя, фамилия.
Внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки, ноги.
Правильная осанка человека. Кожа. Порез, ожог.
Первая помощь при порезах, ожогах кожи.
Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щеки, подбородок.
Органы чувств человека: глаза, уши, нос, рот, кожа.
Элементарные представления о строении и работе органов чувств: глаза – орган зрения, ухо – орган слуха и т. д.Профилактика
травматизма и заболеваний органов чувств человека.
2 класс
Сезонные изменения в природе
Сезонные изменения в неживой природе
Формирование представлений о смене времён года в связи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время.
Названия времён года, знакомство с названиями месяцев.
Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток: утро, день, вечер, ночь.
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дождь, заморозки, пасмурно, первый снег,
снегопад, снежинки, мороз, лёд, замерзание водоёмов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния),
тёплые дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их словесное описание.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разное время года: тополь, дуб, сирень, калина, шиповник. Увядание и появление
трав, цветов: одуванчик, ландыш. Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка: синица, сорока. Появление весной грачей, скворцов. Животные в разное время года: лиса, белка, ёж. Рыбы зимой.
Труд человека в разное время года
Работа в саду, огороде.
Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении морозов.
Детские игры в природе, предупреждение травм, несчастных случаев.
Неживая природа
Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть. Первичные представления о температуре, о термометре как
приборе для измерения температуры. Вода горячая, холодная.
Значение воды для жизни растений, животных, человека.
Вода в природе: дождь, снег, лёд; река, озеро (пруд), болото.
Живая природа
Растения
Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3—4 растения).
Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла. Растения влаголюбивые,
засухоустойчивые: традесканция и кактус.
Светолюбивые и тенелюбивые растения: фиалка и традесканция. Уход за комнатными растениями. Огород. Овощи (3—5 названий), их
признаки. Особенности произрастания. Овощи в питании человека.
Сад. Фрукты (3—5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в питании человека.
Растения садов и огородов данной местности.
Уход за растениями сада и огорода.
Животные
Сравнение домашних и диких животных. Кошка — рысь. Собака — волк. Внешний вид, питание, названия детёнышей, повадки, образ
жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. Разнообразие пород кошек и собак, их повадки.
Отношение человека к животным.
Рыбы (2—3 названия рыб, распространённых в данной местности). Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни.
Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий.
Человек
Гигиена тела человека, закаливание.
Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления).
Значение овощей и фруктов для правильного питания человека.
Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений.
3 класс
Сезонные изменения в неживой природе
Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времён года.
Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света.
Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель,
вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный — тёплый ветер.
Продолжение наблюдений за погодой, их описание.
Календарь. Знакомство с календарём. Названия месяцев.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения за растениями сада и леса в разное время да: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав
(медуница). Птицы зимующие и перелётные: клёст, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период.
Домашние животные в разное время года.
Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.
Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года
Неживая природа
Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Изменение температуры воздуха.
Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.
Живая природа
Растения
Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы.
Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.
Растения сада. Фруктовые деревья (2—3 названия); ягодные кустарники (2—3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.
Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники.
Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.
Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.
Травы полезные и травы опасные.
Животные
Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детёныши. Приспособление диких животных к
природным условиям.
Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детёныши. Уход за домашними животными.
Сравнение диких и домашних животных. Сходства и различия: кабан — свинья, заяц — кролик.
Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.
Строение гнёзд, забота о потомстве. Птицы перелётные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел.
Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.
Человек
Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.
Температура тела человека. Градусник и его назначение.
Профилактика простудных заболеваний.
Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.
Окружающая среда и здоровье человека.
Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика
пищевых отравлений.
4 класс
Неживая природа
Почва. Состав почвы: песок, глина, камни.
Простейшие составы почвы, их значение для растений. Способы обработки почвы: рыхление, полив и т.д.
Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы.
Обобщение наблюдений, полученных во время экскурсии. Найти в учебнике те объекты, которые наблюдали, назвать увиденные объекты,
попытаться определить, какие из них живые, а какие нет.
Сезонные изменения (времена года)
Выявить причину сезонных изменений осенью, зимой, весной, летом (с помощью схемы деревьев, данной в учебнике); познакомить с
признаками осени, зимы, весны, лета. Познакомить с месяцами времен года, изменениями в «жизни» растений. Животных. Познакомить с
понятием «листопад». Учить выбирать одежду по погоде. Учить рассказывать о занятиях людей в разные времена года. Обобщение полученных
знаний о влиянии солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времен года. Чередование времен
года. Закрепление знаний о названиях месяцев.
Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход,
проталина, разлив, ливень, град, роса, туман.
Продолжение наблюдений за погодой, их описание.
Календарь. Знакомство с календарем. Названия месяцев.
Растения и животные в разное время года.
Дикие и домашние животные в разные времена года.
Сад, огород, поле, лес в разное время года.
Труд людей города и села в разное время года.
Живая природа
Растения.
Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2-3 наиболее распространенных). Уход за цветами в
саду. Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана. Парк (сквер). Создание человеком парков. Растения поля.
Рожь, пшеница, овес и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебельсоломина, лист, колос, метелка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.
Животные
Домашние животные: лошадь, овца, свинья, корова. Разведение человеком домашних животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород
домашних животных. Птицы. Разнообразие птиц. Птицы – друзья сада; охрана птиц.
Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними.
Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем.
Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание.
Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчел. Пасека.
Насекомые-вредители.
Человек
Голова и мозг человека.
Профилактика травматизма головного мозга.
Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.
Состояние природы и ее влияние на здоровье человека. Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и
исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник.
Безопасное поведение
Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.
Правила поведения на улице. Движения по улице группой.
Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по
тротуару, переход улицы по пешеходному переходу).
Правила безопасного поведения в общественном транспорте.
Правила безопасного использование учебных принадлежностей.
Правила обращения с электричеством, газом (на кухне).
Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.
Форма промежуточной аттестации по предмету предполагает выполнение тестовых заданий.
Тематическое планирование
Тема раздела
Тема урока
Количество
часов
Неживая природа (8 ч.)
1
Введение.
1
№
2
3
Неживая природа
Земля и Солнце
День и ночь
1
1
1 класс
Основные виды деятельностии учащихся
Рассматривать
рисунки. Находить и показывать объекты. Называть объектов
неживой и живой природы. Зарисовывать выбранные объекты, осознание себя как
ученика, как друга и одноклассника;
Находить и показывать объекты.Называть объекты неживой природы.
Зарисовывать
выбранные объекты.
Рассматривать
рисунки. Показывать на рисунке объектов природы. Отвечать на
вопросы.
Сутки
1
Занятие людей в
течение суток
1
6
Режим дня
1
7
Значение Солнца
1
4
5
1
Солнце и жизнь
растений
Сезонные измененияв природе (57 ч.)
9
1
Осень
8
10-11
Признаки осени
2
12
Занятия и одежда
осенью
1
13
Погода. Календарь
природы
1
Рассматривать схемы.
Определять положения объекта.Составлять рассказ по рисунку. Находить
несоответствия.
Определять время суток постихотворению.
Рассматривать
схемы.Составлять рассказ
о деятельности
в
различное время суток. Отвечать на вопросы. Составлять рассказ по опорным картинкам.
Зарисовывать втетради схематичноеизображение
предмета. Определять по рисункам
части суток.
Уметь
распределять деятельность в режиме дня. Знать понятие режим дня.
Составлять режим днясамостоятельно или с помощью учителя.
Зарисовывать объекты природы.
Называть объекты природы. Отгадывать загадки. Разучитьигру «Горелки».
Определять времена года по изображению. Составлять рассказ по картинке. Определять
соответствия по картинке.
Рассматривать рисунки. Находить рисунок в соответствии с темой. Работать с
календарем. Отвечать на вопросы. Находить различия на рисунках. Прослушивать текст,
стихотворение. Определять по схеме причины сезонных изменений. Работать с
опорнымисловами (осень, листопад).
Прослушивать текст, стихотворение. Находить признаки объектов по рисункам.Отвечать
на вопросы.
Составлять рассказ с опорой на схему, иллюстрацию. Работать сопорными словами
(ясно, облачно, пасмурно).
Зарисовывать объекты природыс опорой на иллюстрацию.
Выполнять аппликацию.
Составлять рассказ с опорой наиллюстрации.
Классифицировать объекты поназначению (одежда осенью, инвентарь для уборки,
осеннийбукет). Объяснять выбор объектов и предметов.
Прослушивать стихотворения.Работать с опорными словами(урожай, грибы)
Перечислять осенние месяцы. Узнавать и называть дни недели.Определять дни недели
по указанию учителя. Определять на календаре сроки осенних каникул, времени занятий
и отдыха.
14
Зима
1
15-16
Признаки зимы
2
17
Занятия и одежда
зимой
1
18
Погода. Календарь
природы
1
19
Весна
1
20
Признаки весны
1
21
Занятия и одежда
весной
1
22
Погода. Календарь
природы
1
Находить различия в
изображениях. Прослушивать текста. Определять причины сезонных изменений по
схеме.Проводить опыт совместно с учителем. Вырезание объекта природы
(аппликация) по готовому образцу. Работать с опорными словами (зима, снегопад).
Находить и называть признакисезона на иллюстрациях.
Называть объекты природы поиллюстрациям (птицы).
Составлять рассказ о кормушках. Изготовлять кормушки по образцу. Работатьс
опорными словами (снег, снежинки, воробей, ворона).
Составлять рассказ о зиме поопорным знакам (схемам).
Сравнивать внешний вид животных в различное время года. Находить несоответствия в
изображении, тексте.
Классифицировать и выбирать предметы по картинкам (одежда,игры, предметы для
игры).
Разучить подвижную игру «Мороз Красный Нос». Заучивать стихотворный текст.
Перечислять зимние месяцы. Узнавать и называть дни недели.Определять дни недели по
указанию учителя. Определять на календаре период зимних каникул, времени занятий и
отдыха, праздничных дней.
Находить различия по картинке. Прослушивать текст, стихотворения. Определять
причины сезонных изменений посхеме. Знать правила безопасного поведения в близи
крыш домов. Работать с опорными словами (весна, ручьи, почки).
Прослушивать текст. Находитьпризнаки весны по иллюстрациям. Отвечать на вопросы
по тексту учебника.
Рассматривать и называть изображенные объекты природы(насекомых, птиц). Рисовать
объект природы (подснежника) по образцу. Разучивать стихотворение. Работать с
опорными словами (сосульки, жук, бабочка, грач, скворец).
Составлять рассказ по рисунку иопорным знакам.
Находить и называть предметына рисунке. Выделять нужные предметы (одежды) после
прослушивания стихотворения.Отвечать на вопросы по рисункам (занятия людей
весной).
Перечислять весенние месяцы. Узнавать и называть дни недели.Определять дни недели
по указанию учителя. Определять на календаре периоды весенних каникул, времени
занятий и отдыха, праздничных дней.
23
Лето
1
24
Признаки лета
1
25-26
Занятия и
одежда летом
2
Находить различия на рисунках.Находить признаков лета по опорным схемам. Работать
с календарем (название летних месяцев, летние каникулы, выход в школу). Рисовать по
теме «Лето» после прослушивания стихотворения.
Определять цветовой гаммы рисунка. Работать с опорными словами (лето, цветы).
Составлять рассказ по рисунку. Определять последовательностьобъектов по рисунку.
Знать правила безопасного поведения в природе. Отвечать на вопросы. Прослушивать
стихотворение.
Определять безопасноеповедение по рисунку.
Классифицировать предметы покартинке. Рассматривать и определять занятия детей в
летний период. Заучить номера телефонов помощи в любых ситуациях. Составлять
рассказ обезопасном поведении около водоемов (по опорным вопросам).
Дифференциация летних объектов для игр (игрушки). Разучить подвижнуюигру «Рыбак
и рыбаки».
Живая природа (39 ч.)
Растения
Растения
11
1
1
29
Строение и сходство
растений
Различия растений
30
Разнообразие цветов
1
31
Семена
1
27
28
1
Составлять рассказ о пользе леса. Разучивать правила поведения в лесу. Находить на
иллюстрациях объектов природы(дерево, цветок, трава, кустарник). Работать со
словарем (лес, дерево, трава).
Рассматривать схемы строения растений. Определять и называтьчасти растений. Работать
со словарем (цветок, стебель, лист, корень).
Находить части растений по рисунку. Отвечать на вопросыпо различию растений.
Сравнивать части растений инаходить различия (лист, стебель, корень).
Рассматривать иллюстрации. Находить объекты природы нарисунке (цветы). Находить
сходства и различия объектов природы (цветы) по рисунку. Прослушивать
стихотворный текст. Отвечать на вопросы попрочитанному произведению.
Рассматривать изображения растений и семян. Составлять рассказ об использовании
семян(приготовлении пищи).
Составлять рассказ по картинке(проращивание растения из
семян). Выполнять практическиеработы по посадке растения (семени). Работать по
опорным словам (семена, свет, тепло, вода).
32-33
Плоды растений
2
34
Приспособление
растений к сезонным
изменениям
Уход за растениями
1
Приспособления
растений к условиям
жизни
Растения
(обобщающий урок)
1
Животные
Животные
10
1
39
Строение и сходство
животных
1
40-41
Различие животных
2
35
36
37
38
1
1
Прослушивать текст. Рассматривать иллюстраций (овощи). Находить и называть
знакомые объекты на картинке(овощи). Рассматривать иллюстрации (фрукты).
Находить и называть знакомыеобъекты на картинке (фрукты).Работать с опорными
словами (плоды, овощи, фрукты).
Составлять описательный рассказ по картинке (описание фруктов). Составлять рассказ
повопросам (польза овощей и
фруктов). Составлять рассказ по опорным схемам. Прослушивать (читать) стихотворный
текст.
Рассматривать иллюстрации (растения зимой, весной, летом, осенью). Отвечать на
вопросы потексту и иллюстрациям.
Выполнять практические
действия: протирание листьев, полив растения, рыхление почвы. Отбирать инвентарь для
ухода за растениями, называть предметы. Проговаривать названия растений и инвентаря.
Прослушивать текст, отвечать навопросы. Составлять описательный рассказ по рисунку.
Выбор объекта природы по условию (с помощью рисунков)
Определять и называть знакомыеобъекты природы (деревья, кустарники). Практически
определять объекты природы(деревья и кустарники) на пришкольном участке
(экскурсия). Работать с опорными словами (калина, сирень, смородина, крыжовник).
Рассматривать рисунки с изображением животных,
называть и показывать знакомыеобъекты. Сравнивать животных по размеру, образу
жизни, способам передвижения.
Зарисовывать животного (поконтуру).
Выделять и показывать части тела у животных. Описывать животного по образцу (с
помощью учителя). Работать сопорными словами (голова, туловище, ноги, хвост).
Находить и называть различия животных (форма тела, окраска,повадки, место
обитания).
Классифицировать животных повидам (птицы, рыбы, насекомые)
– называть и показывать по картинке. Сравнивать животныхпо внешнему виду, окраске.
Составлять рассказ о животномпо способам передвижения.
Разучить игру «Кто как ходит».
Работать по опорным словам(шерсть, перья, чешуя).
42
Детеныши
животных
1
43-44
Домашние животные
2
45
Приспособление
животных к
различным условиям
обитания
Приспособление
животных к
временам года
1
1
48
Животные
(обобщающий урок)
Человек
Человек
18
1
49-50
Части тела человека
2
51
Гигиенические
навыки
1
46
47
1
Рассматривать иллюстрации, называть знакомых животных.
Определять и называтьдетенышей животных.
Составлять рассказ по прослушанному тексту. Разучитьигру «Один – много» (детеныши
животных).
Прослушать текст «Домашниеживотные». Определять и
называть животных по рисунку.Составлять рассказ по схемам (изготовление продуктов
из молока, шерсти). Составлять описательный рассказ о
домашнем животном. Рисовать(аппликация) «Домашнее животное». Экскурсия в
зоомагазин.
Рассматривать окраски животного на рисунках.
Работать с опорными словами(олень, тюлень, песец, сова, медведь).
Классифицировать животных по среде обитания: соотнесение размера животного,
цвета его шерсти со средой обитания. Составлять рассказ повопросам «Зоопарк».
Рассматривать иллюстрации. Сравнивать два объекта природы
(заяц серый, заяц белый). Находить различия. Прослушивать текст, отвечать навопросы.
Составлять рассказ о
животном.
Экскурсия в Зоопарк, национальный парк, заповедник.Наблюдение за объектами
природы.
Находить сходства и различия объектов природы (человек) покартинке (внешний вид,
пол, возраст). Работать с опорными словами (люди, возраст, пол). Составлять рассказ о
себе по опорным вопросам.
Прослушивать (чтение) стихотворения, работать стекстом.
Находить и показывать части тела на рисунке (на объекте), называть части тела.
Отработка навыков пространственной ориентировки (правая, левая) наоснове
стихотворного текста.
Развитие моторных навыков (пальчиковый театр). Отработка навыков обращения к
сверстнику, взрослому (имя, фамилия). Дидактическая игра «Части тела». Работать с
опорными словами (голова, шея,туловище, руки, ноги)
Знать правила гигиены.Рассматривать рисунки.
Определять правила гигиены по рисункам. Составлять рассказ о правилах ухода за
телом.
Выполнять задания на дифференциацию предметов по назначению. Разучивать
стихотворения.
52
Лицо человека
1
53-54
Глаза
2
55-56
Уши
2
57-58
Нос
2
59-60
Рот
2
Определять и называть части лица, находить части на себе. Рассматривать изображения
лица человека, определять пол, возраст. Определять настроение по картинке. Выполнять
мимические движения. Находитьсходства и различия по рисункам. Работать с опорными
словами (глаза, нос, рот, брови, уши). Рисовать части лица,автопортрет.
Прослушивать текст (строениеглаз). Читать стихотворный текст, отвечать на вопросы.
Определять функции глаз по рисункам. Рисовать предмет. Находить и называть части
объекта (брови, века, ресницы) на картинке и у себя. Работать с опорными словами
(брови, веки,ресницы), предложениями (глаза
– орган зрения). Знать правила гигиены зрения. Дидактическая игра по иллюстрациям
«Назови,кому принадлежат глаза».
Разучить гимнастики для глаз «Автобус».
Прослушивать текст (строениеуха), отвечать на вопросы.
Определять функции уха по рисункам. Отгадывать загадки. Находить и называть объекты
на картинке и у себя. Работать сопорными словами (уши слух), предложениями (уши –
орган слуха). Знать правила гигиены слуха. Дидактическая игра по иллюстрациям «Назови,
кому принадлежит голос». Объяснятьсмысл выражения «ушки на макушке».
Прослушивать текст (строениеноса), отвечать на вопросы.
Определять функции носа по рисункам. Выполнять практическую работу «Узнай по
запаху». Находить и называть объекты на картинке и у себя.
Работать с опорными словами (нос, запах, обоняние, дыхание),предложениями (нос – орган
обоняния и дыхания). Знать правила гигиены носа.
Дидактическая игра по иллюстрациям «Назови, кому принадлежит нос». Составлять
рассказ (использование обоняния собаки).
Прослушивать текст (строениерта), отвечать на вопросы.
Дифференцировать предметы пофункциям. Выполнять практические работы «найди
предметы для чистки зубов»,«определи вкус продукта». Находить и называть объекта (рот,
губы, зубы, язык) на картинке и у себя. Работать с опорными словами (рот, язык, сладкий,
кислый, горький, соленый). Знать правила гигиены полости рта, поведенияво время еды.
Отгадывать
загадки. Объяснять выражения «держать язык за зубами».
61-62
Кожа
2
63
Осанка
1
64-65
Скелет и
мышцы
человека
2
Повторение. (1 ч.)
66
Повторение.
№ п/п
Прослушивать текст. Определятьсвойства предмета. Описывать предметы по ощущениям
(«волшебный мешочек»).
Работать с опорными словами (кожа, горячий, теплый, холодный, твердый, мягкий).
Правила работы с ножом и утюгом, правила гигиены кожи, поведение при порезах и
ожогах.Дидактическая игра «Чем покрыто тело животного» по рисункам.
Работать по картинкам(находить картинки на правильную осанку). Разучивать
стихотворения для физкультминутки. Правила посадки за партой, ношениягруза,
правильной осанки.
Прослушивать текст, отвечать навопросы. Выполнять практическую работу с текстом
учебника. Определять мышцы нателе человека (практически).
Работать с опорными словами(скелет, мышцы). Разучивать упражнения утренней
гимнастики на разные виды мышц.
Прослушивать текст, отвечать навопросы. Выполнять практическую работу с текстом
учебника. Работать с опорными словами (скелет, мышцы).
2 класс
1
Тема раздела
Тема урока
Колво
часов
Долгота дня
4
1.
Влияние
солнца на
смену
времени года.
2.
Сутки.
1
3.
Долгота дня летом.
1
1
Основные
виды
деятельностиучащихся
Обогащение,
уточнение
словаря, участие
в
беседе. Умение
характеризовать явления, устанавливать
общие и отличительные свойства.
Умение участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на вопросы;
характеризовать
назначение кабинета. Закреплять знание домашнего адреса;
обогащение словаря; умение ориентироваться на местности.
Уточнение и обогащение словаря; участие в
беседе о
правилах
дорожного движения; уметь составлять распространенные предложения, правильно
употреблять формы слов.
Согласование слов в предложении.
4.
Долгота дня зимой.
Времена года.
24
Осень.
5.
Осенний
1
6
месяц
1
Осенний месяц октябрь.
1
сентябрь.
6.
7.
Осенний
месяц
1
ноябрь.
Активизация словаря. Обогащение и уточнение словаря;
участие
в
беседе;
умение высказывать
мысли простыми
распространенными предложениями.
8.
Растения осенью.
1
Составление
описательного рассказа.
9.
Животные осенью.
1
Обогащение словаря,
10.
Занятия
людей
1
предметов
Практическая работа по посадке лука в ящик.
месяц
6
1
участие
обобщающим
в беседе,
словом. Уметь
обозначение групп
сравнивать, классифицировать.
осенью.
11.
Зима.
Зимний
декабрь.
12.
Зимний
Составление описания природы. Развитие
речи, классификация
предметов, обобщение. Сравнивать, определять
месяц
1
цвету, форме, вкусу. Умение задавать
месяц
1
составлять
название
фрукта
вопросы,
январь.
13.
Зимний
февраль.
повествовательный рассказ по опорам. Развитие навыка
диалогической речи.
14.
Растения зимой.
1
15.
16.
Животные зимой.
Занятия
людей
1
1
Обогащение и уточнение словаря; умение классифицировать,
определять
и
различать
по внешнему виду. Практические
по
зимой.
17.
работы по уходу за одеждой.
Весна.
Весенний
Обогащение и уточнение словаря. Умение
месяц
6
1
месяц
1
Обогащение словаря,
определять
виды обуви;
классификация обуви.
март.
18.
Весенний
апрель.
участие
в беседе;
сравнение
домашних
и
диких животных; их образ жизни.
19.
Весенний месяц май.
1
Устанавливать
20.
Растения весной.
1
Название
21.
Животные весной.
1
22.
Занятия
1
людей
весной.
общие и отличительные свойства.
растений,
сравнение комнатных растений, уход за ними.
Называть и характеризовать явления и предметы,
сравнивать
и
классифицировать.
практических
работах
в беседе.
Участие
в
огороде
и
саду.
Участвовать
на
23.
24.
Лето
Летний месяц июнь.
Летний месяц июль.
6
1
1
Ведение календаря погоды. Обогащение
двух предметов.
25.
Летний месяц август.
1
Развитие речи, участие в беседе.
26.
Растения летом.
1
Наблюдение
27
Животные летом.
1
забота о них.
28.
Занятия
1
Обогащение
людей
летом.
за
птицами,
словаря,
словаря,
в
сравнение
знание зимующих птиц; охранаптиц и
участие
в беседе;
правильное употребление
форм знакомых слов; наблюдение за насекомыми; различение по внешнему виду.
Расширение знаний о частях тела человека; обогащение словаря.
29.
Неживая природа.
Вода.
4
1
30.
Температура воды.
1
приемы ухода за волосами, кожей. Уточнение и систематизация знаний
31.
Вода в природе.
1
о
Высказывания
весне.
по
Уметь
плану в
виде вопросов(3-4 пункта). Практические
характеризовать явления,
устанавливать
32.
Значение воды.
Живая природа
Растения
1
35
18
33.
Растения
1
34.
Части растения.
1
35. 36.
Жизнь растений.
2
37.
Влаголюбивые
38.
засухоустойчивые
и 2
растения.
39.
Светолюбивые
и 2
40.
тенелюбивые растения.
41
Комнатные растения.
1
42
Уход за комнатными
1
растениями.
43
Овощи.
1
44
Огород
1
45
46
Овощи
в
человека.
Сад.
47
Фрукты.
48
Фрукты
питании
1
1
1
в
питании
1
человека.
49
Уход за растениями в
2
закономерности.
Участвовать
в беседе, дополнять высказывания.
50
саду и в огороде.
51.52
Животные
Кошка и рысь.
8
2
53
Породы кошек.
1
54,55
Собака и волк.
2
56
Породы собак.
1
57,58
Рыбы.
2
Человек
7
59
60
Гигиена
человека.
тела
61
Органы пищеварения
2
1
человека.
62,63
64
Питание человека.
Правила питания.
3
2
65
Профилактика
отравлений.
Обобщение
1
66
и 1
повторение за год.
3 класс
№
Тема раздела
Тема урока
Кол-во
часов
Сезонные изменения в природе (20)
Основные виды деятельности учащихся.
Определение признаков осени по схемам, ил-люстрациям.
Нахождение иллюстрации в соответствии с темой. Чтение текста. Ответы на вопросы
потексту
Чтение текста. Сравнение схемы с иллюстрацией,
выделение признаков месяцев. Сравнениесхем
месяцев. Наблюдение за изменениями погодыосенью
Рассматривание иллюстраций. Сравнение объектов. Чтение текста. Ответы на вопросы.
Составление рассказа о походе в лес за грибами. Зарисовка.
Работа с иллюстрацией. Чтение текста, ответы на вопросы. Работа с иллюстрациями:
называние объектов, классификация по общим признакам, выделение особенностей
1
Времена года.Осень.
Осенние месяцы.
календарь
5
1
2
Растения осенью.
1
3
Животные осенью.
1
4
Занятия людей осенью.
1
Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа по иллюстрациям о видах
деятельности людей в осенний период. Называние по иллюстрациям объектов,
классификация овощей и фруктов. Составление описания некоторых овощей и фруктов.
5
Изучаем правила дорожного движения
Зима.
Признаки зимы. Зимние
месяцы.
1
8
Растения зимой.
1
9
Животные зимой.
1
Экскурсия. Практическая отработка правилдорожного движения. Разучивание знаков:
«Пешеходный переход», «Осторожно, дети!».Рисунок знаков
Рассматривание схем, иллюстраций. Определение
признаков зимы по схемам, иллюстрациям. Нахождение иллюстрации в соответствии
стемой.
Чтение текста. Ответы на вопросы по тексту. Составление рассказа по иллюстрации.
Зарисовка.
Сравнение схемы с иллюстрацией, выделениепризнаков месяцев. Сравнение схем
месяцев. Наблюдение за изменениями погоды зимой. Словарная работа: вьюга, метель,
оттепель. Разгадывание загадок
Чтение текста, ответы на вопросы. Сравнение
объектов, изображенных на иллюстрации. Создание поделок из природного материала
Работа с иллюстрациями: дифференциацияобъектов.
Составление рассказа о том, как люди помогают
зимой птицам, животным, используя иллюстрации.
Чтение и заучивание стихотворений наизусть
6-7
5
2
Занятия людей зимой. Правила поведения в зимний
период (снежная буря, катание на коньках)
1
Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа по иллюстрациям о видах
деятельности людей в зимний период.
Рассматривание иллюстративного материала. Нахождение и показ правильного
поведения в различных ситуациях. Составление рассказа о правилах поведения.
Зарисовка одного из правил
1112
Весна.
Признаки весны
Весенние месяцы
6
2
13
Растения весной.
1
Рассматривание схем, иллюстраций. Опреде- ление признаков весны по схемам,
иллюстра-циям.
Нахождение иллюстрации в соответствии стемой.
Дифференциация времен года. Чтение текста.Ответы на вопросы по тексту.
Составление рассказа по иллюстрации. Зарисовка. Чтение текста. Сравнение схемы с
иллюстрацией,
. Сравнение схем месяцев. Наблюдение заизменениями погоды весной.
Разгадывание загадок.
Чтение текста, ответы на вопросы. Сравнениеобъектов, изображенных на иллюстрации.
Дифференциация объектов
14
15
Животные весной. Насекомые
2
16
Занятия людей весной.
1
1718
Лето
Признаки лета. Летние месяцы.
4
2
10
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций, называние объектов.
Составление рассказа о жизни животных вес-ной. Отгадывание загадок. Чтение
стихотворения
Рассматривание рисунков. Дифференциацияобъектов. Называние видов одежды.
Составление рассказа о детских играх. Составлениерассказа по иллюстрациям о видах
деятельности людей в весенний период Чтение текста, ответы на вопросы. Составление
рассказа по иллюстрациям о занятиях детей весной.
Рассматривание схем, иллюстраций. Летние месяцы признаков лета по схемам,
иллюстрациям.
Нахождение иллюстрации в соответствии стемой.
Дифференциация времен года. Чтение текста.Ответы на вопросы по тексту.
Составление рассказа по иллюстрации. Чтение текста. Ответы на вопросы. Сравнение
схемы с иллюстрацией, выделение признаков месяцев. Сравнение схем месяцев.
Наблюдение за изменениями погоды весной.
Работа над смыслом поговорки. Чтение стихотворения
19
Растения и животные летом.
1
Чтение текста, ответы на вопросы. Сравнениеобъектов, изображенных на иллюстрации.
Дифференциация объектов. Составление рассказа о жизни животных летом
20
Занятия людей летом.
1
Рассматривание рисунков. Дифференциацияобъектов. Называние видов одежды.
Составление рассказа о детских играх. Составлениерассказа по иллюстрациям о видах
деятельности людей в летний период Чтение текста,ответы на вопросы. Составление
рассказа поиллюстрациям о занятиях детей летом.
2
21
Неживая природа
Солнце в разные времена
года.
Восход и заход солнца. Сон
– лучшая профилактика
усталости
Календарь.
(9 ч.)
1
24
2526
Воздух.
Значение воздуха.
1
2
27
Термометр.
1
2829
Ветер. Направления ветра.
Поведение во
время урагана.
2
Чтение текста, ответы на вопросы. Проведение практической работы. Рассматривание
иллюстраций.
Словарная работа: север, юг, восток, запад;флюгер, компас.
Выработка правил поведения во время урагана.
Запись правил поведения в тетрадь
10
2
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение
объекта,называние.
1
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта,
дифференциация, называние. Чтение стихотворения.
22
23
Живая природа (20ч.)
Растения.
30- Сравнение расте-ний.
31
32
Части растений: корни,
стебли
1
1
Рассматривание схем, дифференциация схем,определение частей суток, времен года по
схемам.
Соотнесение схемы со временем года. Чтениетекста, ответы на вопросы.
Прослушивание текста. Выработка правил хорошего сна. Дидактическая игра «Что
нужно для сна»
Перечисление месяцев. Называние времен года, месяцев, дней недели. Чтение текста,
ответы на вопросы. Отгадывание загадок
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Проведение
практической работы. Отгадывание загадки. Словарная работа – термометр.
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание показаний термометра,
дифференциация показаний
33
Части растений:
листья, цветы
1
34
Растения сада.
1
35
Лес. Растения
леса.
1
36
Плоды и семена.
Лесные ягоды.
1
3738
Грибы. Съедобные и
ядовитые. Профилактика
отравлений. Правила
поведения в лесу.
2
39
Травы.
1
Животные
Животные. Охрана
животного мира
Дикие и домашние животные.
Сравнение животных:
свинья и кабан,кролик и заяц
Правила ухода
за домашними
животными
Птицы.
Строение птиц
10
1
40
4142
4344
45
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение
объекта,называние. Зарисовка частей растения. Подпись названия частей
растения.
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта,
называние. Зарисовка. Соотнесение двух объектов. Составление рассказа по
последовательным схемам. Составление описательного рассказа
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание, сравнение иллюстраций.
Определение объекта, называние, дифференциация объектов. Словарная работа:
лиственные, хвойные. Отгадывание загадок. Чтение стихотворений.
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение
объекта,называние, дифференциация объектов. Составление рассказа с опорой на
иллюстрацииЗарисовка объекта природы в тетрадь. Нахождение и называние объекта
природы поописанию.
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Называние объекта,
дифференциация объектов: съедобные и ядовитые грибы, ягоды.
Зарисовка. Составление рассказа о правилах сбора грибов. Разучивание названий грибов
иягод. Сравнение внешнего вида. Нахождения несоответствия, выбор иллюстрации.
Формулировка правил поведения. Запись в тетрадь.
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание, сравнение иллюстраций.
Определение объекта, называние, дифференциация объектов. Словарная работа:
лекарственные иядовитые растения. Чтение стихотворений
Рассматривание иллюстраций. Называниеобъектов. Составление рассказа по плану.
Чтение текста, ответы на вопросы по тексту.Зарисовка объектов животного мира.
2
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание рисунков. Называние объектов.
Составление описательного рассказа по картинке
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок. Дифференциация и
сравнение объектов. Составление описательного рассказа по картинке, отгадывание
загадок Выработка правил ухода за домашними животными, запись правил в тетрадь.
Зарисовкаобъекта.
1
Рассматривание картинок, называние объектов. Чтение текста, ответы на вопросы.
Рассматривание схемы строения птицы. Соотнесение двух иллюстраций
2
4647
Перелётные птицы и зимующие птицы.
2
48
49
1
1
5051
Хищные птицы.
Певчие птицы.
Человек. (17 ч.)
Человек. Дыхание
человека.
5253
54
Профилактика простудных
заболеваний.
Кровь
2
55
Сердце.
1
5657
Пульс. Поведение во
время болезни. Вызов врача
из поликлиники
2
5859
60
61
Окружающая среда и здоровье человека.
Питание человека.
2
62
63
64
65
66
Продукты питания.
Здоро-вая пища.
Молочные и мясные
про-дукты.
Приготовление и хранение
пищи. Профилактика пищевых отравлений
2
1
2
2
2
2
Рассматривание картинок, называние объектов.
Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа (описательного, по схеме, по
плану)
Проведение опыта. Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание рисунков,
называние объектов.
Словарная работа: трахея, бронхи, легкие. Рассматривание схемы: показ и называние
объектов. Называние и запоминание правилгигиены дыхания. Чтение стихотворений.
Дифференциация времен года, соотнесениевидов одежды со временем года
Дифференциация времен года, соотнесение видов одежды со временем года.
Профилактика простудных заболеваний.
Чтение текста, ответы на вопросы. Выборочное чтение. Рассматривание картинок. Составление рассказа по картинке. Составлениеправил оказания помощи при порезах.
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок. Составление рассказа по
картинке. Проведение практической работы
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок. Составление рассказа по
картинке. Проведение практической работы.
Отгадывание
загадки. Практическая отработка навыков телефонных разговоров. Разучивание фраз.
Игра «Вызов врача из поликлиники». Запись телефонов экстренной помощи в тетрадь
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок. Составление рассказа
поиллюстрациям, сравнение иллюстраций
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок, называние объектов.
Запоминание правил хранения продуктов
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок. Составление рассказа по
картинке.
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок. Составление рассказа по
картинке.
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок. Составление рассказа по
картинке.Проведение практической работы. Отгадывание загадки
Практическая отработка навыков телефонныхразговоров. Разучивание фраз. Игра «Вызов
врача из поликлиники». Запись телефонов экстренной помощи в тетрадь
4 класс
№
п. п
1
2
Название раздела, темы
I четверть
Сезонные изменения
в природе (17 ч.)
Повторение. Влияние
Солнца на смену времен
года
Признаки осени.
Кол-во
часов
16
1
Рассматривание рисунка. Составление рассказа по схеме
1
Чтение текста учебника. Нахождение в тексте и название осенних месяцев, признаков
осени. Определение по рисункам признаков осени. Составление рассказа об осенних
месяцах
Сравнение рисунков, нахождение различий. Объяснение причин признаков осени.
Нахождение и название знакомых цветов, овощей. Составление рассказа об
использовании овощей
Чтение текста. Нахождение объектов на рисунке. Чтение вопросов, построение ответов.
Разгадывание загадок. Нахождение и показ на рисунке знакомых объектов
Прослушивание текста, ответы на вопросы. Словарная работа (многолетние растения,
садовые инструменты). Практическая работа на пришкольном участке (сгребание листвы).
Правила безопасного использования садового инструмента.
3
Растения осенью.
Проверочная работа №1
1
4
Животные осенью
1
5
Труд людей
осенью
1
6
1
7
Труд людей
осенью
Признаки зимы
8
Растения зимой
1
9
Животные
зимой
1
10 Труд людей
Основные виды
учебной деятельности обучающихся
1
1
Рассматривание рисунка. Определение признаков зимы. Объяснение схем. Чтение текста,
ответы на вопросы. Составление рассказа о зимних месяцах с опорой на рисунки
Сравнение рисунков. Составление описательного рассказа. Нахождение объектов по
заданию. Чтение текста
Прослушивание текста. Нахождение ответа на вопросы в тексте учебника.
Рассматривание объектов на рисунке. Называние знакомых объектов. Составление
рассказа о жизни животных зимой
Ответы на вопросы по рисункам. Чтение текста. Словарная работа (ветеринар).
зимой
11 Растения
весной
1
12 Животные
весной
13 Труд людей
весной
1
14 Труд людей весной.
Проверочная работа №2
1
15 Растения летом
1
16 Животные
летом
1
II четверть
17 Повторение. Времена года.
Труд людей летом
Неживая природа (9 ч)
18 Почва
19 Состав почвы Проверочная
работа №1
20 Обработка
почвы
21 Обработка
почвы
1
Составление рассказа по рисункам
Определение признаков весны по рисункам. Наблюдение за погодой. Работа по схемам.
Чтение рассказа. Определение свойств объекта по рисунку с доказательством выбора.
Отгадывание загадок. Сравнение рисунков. Отработка названий весенних цветов
Чтение рассказа. Нахождение в тексте объектов природы. Составление рассказа по
рисункам. Зарисовка муравейника в тетрадь. Название детенышей животных
Рассматривание рисунков. Определение объектов на рисунке. Составление рассказа о
труде людей. Разучивание стихотворения. Составление рассказа о весне по рисункам.
Практическая работа на пришкольном участке
Нахождение признаков объекта по рисункам. Работа со схемами. Чтение рассказа, ответы
на вопросы. Нахождение в тексте определений явлений природы. Определение весенних
месяцев по рисункам, знакомых растений. Определение и разучивание названий растений
сада и огорода. Зарисовка растений. Работа со стихотворным текстом
Называние знакомых насекомых. Нахождение знакомых насекомых на рисунках.
Составление рассказа о животных с опорой на рисунки, по опорному плану. Составление
рассказа о ферме
16
1
Нахождение объекта на рисунке (газонокосилка, коса, сенокосилка). Чтение рассказа,
ответы на вопросы по тексту. Составление рассказа о работе людей летом.
Чтение стихотворения, нахождение ответа на вопрос в тексте. Составление рассказа о
правилах купания. Запись предложения в тетрадь
1
Показ объекта природы (планета Земля) на рисунке. Чтение текста учебника, ответы на
вопросы по тексту. Работа с рисунками (нахождение и показ объектов, сравнение
объектов)
Словарная работа (перегной, плодородный). Чтение текста учебника, нахождение ответов
в тексте. Нахождение объекта на рисунке
Чтение текста учебника. Составление рассказа по рисункам об обработке земли в огороде,
поле. Запись в тетрадь названий садовых инструментов. Практическая работа на
пришкольном участке (перекапывание почвы)
1
1
1
22 Правила обращения с
садовым инструментом
1
23 Песок
1
24 Глина
1
25 Рельеф. Горы,
холмы
1
26 Равнины,
овраги
1
Живая природа (42 ч)
Растения (11 ч)
27 Растения.
Огород
28 Растения.
Огород
1
29 Лес
1
30 Как ориентироваться в
лесу?
Проверочная работа №2
31 Сад
1
1
1
Рассматривание и отбор садового инструмента
(натуральных объектов). Определение, чем могут быть опасны садовые инструменты.
Формулировка правил обращения с садовым инструментом. Запись правил в тетрадь.
Зарисовка садового инструмента
Опыт: свойства песка (пропускает воду, сыпуч). Чтение текста учебника. Составление
рассказа о песке с использованием текста учебника. Работа с рисунками (использование
песка)
Опыт: свойства глины (не пропускает воду, пластичная, можно использовать для лепки).
Чтение текста учебника. Составление рассказа о глине с использованием текста учебника.
Работа с рисунками (использование глины). Изготовление поделки из глины
Показ на рисунке объектов природы (горы, холмы, вершина). Чтение текста учебника,
ответы на вопросы. Сравнение гор, холмов, нахождение сходства и различий. Зарисовка в
тетради гор и холмов, подпись названий
Чтение текста учебника. Словарная работа (равнины, овраги). Рассматривание объектов
природы (равнины, овраги) на рисунках, ответы на вопросы. Зарисовка в тетради
объектов природы (равнина, овраг)
Показ объекта на рисунке (поле, огород). Перечисление инструментов для перекопки
земли. Беседа об овощах. Словарная работа (корнеплоды, овощеводы, теплица).
Чтение текста учебника, нахождение ответов на вопросы в тексте
Чтение текста учебника, нахождение ответов в тексте. Перечисление названий
лиственных и хвойных деревьев. Запись в тетрадь. Словарная работа (многолетние,
однолетние, клумбы, цветоводы). Нахождение на рисунке объектов природы, определение
знакомых и незнакомых объектов, их перечисление. Объяснение выбора объекта природы
по признаку (деревья). Разгадывание загадок. Дифференциация предметов по признаку
(деревья, кустарники)
Упражнения на ориентировку в пространстве (определение право, лево, сзади, спереди).
Рассматривание приборов для ориентировки в пространстве (компас). Практическое
упражнение ориентирование по компасу, по природным объектам
Чтение текста учебника. Показ садовых инструментов на рисунках, определение их
предназначения. Запись названий садового инструмента в тетрадь, зарисовка одного
инструмента. Составление рассказа о правилах
32 Растения культурные и
дикорастущие
1
III четверть
33 Повторение.
Лекарственные
растения
34 Красная книга.
20
1
1
35 Парки.
Проверочная работа №1
36 Растения полей.
Поле в разное
время года
37
Что мы узнали
о растениях
1
1
1
Животные (15 ч)
38 Домашние
животные
1
39 Лошадь
1
40 Корова
1
41 Свинья, овца
1
использования садового инструмента на основе рисунков и текста
Нахождение определения дикорастущих и культурных растений, ответов на вопросы в
тексте учебника. Сравнение рисунков. Словарная работа (культурные, дикорастущие,
сорт). Рассматривание натуральных объектов (яблок разных сортов, семян). Описание по
внешнему виду. Чтение этикеток. Ответы на вопросы
Слушание текста учебника, нахождение ответов в тексте учебника. Знакомство с
лекарственными растениями (чтение названия и информации на аптечной упаковке),
способом их применения, сроком годности
Чтение рассказа учебника, ответы на вопросы.
Рассматривание иллюстраций о редких видах растений и животных, их описание по
внешнему виду. Зарисовка в тетради одного объекта. Запись названия
Прогулка (экскурсия) в парк. Словарная работа (парк, аллея, сквер). Описание парка
(сквера). Называние известных парков, расположенных вблизи местожительства
Нахождение знакомых объектов на рисунках, ответы на вопросы. Объяснение пословицы.
Рассматривание натуральных объектов. Составление рассказа об изготовлении продуктов
питания из муки. Словарная работа (жатва, зернохранилище, озимые, соломина, колос,
метелка). Чтение текста (работа в поле в разное время года), беседа по рисункам.
Отгадывание загадок. Сравнение двух объектов (пшеница и рожь; овес и гречиха).
Изготовление поделки из соломы
Показ объекта на рисунке (поле, огород). Перечисление инструментов для перекопки
земли. Беседа об овощах. Словарная работа (корнеплоды, овощеводы, теплица). Чтение
текста учебника, нахождение ответов на вопросы в тексте
Чтение названий животных в тексте учебника. Показ на рисунке знакомых животных.
Чтение рассказа в учебнике, ответы на вопросы. Составление рассказа об известном
животном
Рассматривание рисунка с изображением лошади. Выделение частей тела. Описание
животного по плану. Словарная работа (скакун, тяжеловоз). Составление рассказа об
использовании лошади человеком
Рассматривание рисунка с изображением коровы. Выделение частей тела коровы.
Описание животного по плану. Составление рассказа об использовании коровы человеком
Рассматривание рисунков с изображением овцы, свиньи. Выделение частей тела.
Описание животного по плану. Составление рассказа об использовании овцы, свиньи
человеком. Зарисовка домашнего животного
Рассматривание предметов ухода за домашними
животными. Запись названий предметов в тетрадь. Составление правил ухода за
домашними животными по вопросам. Чтение текста. Ответы на вопросы по тексту
Показ частей тела птиц. Составление описательного рассказа по плану. Рассматривание и
называние знакомых объектов на рисунках. Сравнение птиц по внешнему виду, среде
обитания
Составление рассказа по вопросам о пользе и вреде птиц. Рассматривание скворечника,
кормушек, объяснение их назначения. Чтение текста учебника. Ответы на вопросы по
тексту. Изготовление (в домашних условиях) кормушки для птиц
Словарная работа (водоплавающие птицы). Нахождение водоплавающих птиц на
рисунках. Определение, что позволяет птицам плавать. Сравнение двух водоплавающих
птиц. Нахождение сходства и различий Составление описательного рассказа
Рассматривание птиц на рисунках. Показ и называние знакомых объектов (утка, селезень).
Словарная работа (утка, селезень). Запись названий птиц в тетрадь. Опре-деление птиц по
контуру. Зарисовка контура птицы
Нахождение птиц на рисунках. Составление описательного рассказа. Словарная работа
(курица, петух, цыплята). Определение значения курицы для человека. Экскурсия на
птицеферму (по возможности)
42 Правила ухода
за домашними
животными
43 Птицы
1
44 Польза и вред
птиц
1
45 Водоплавающие птицы
1
46 Дикие птицы
1
47 Домашние
птицы
1
48 Дикие и домашние
птицы – сходство и
различия
49 Насекомые
Проверочная работа №2
1
Сравнение диких и домашних птиц. Нахождение сходства и различий. Чтение текста
учебника. Нахождение ответов на вопросы в тексте учебника
1
50 Пчелы.
1
51 Что мы узнали
о животных
52 Повторение
1
Нахождение известных насекомых на рисунках. Чтение текста. Ответы на вопросы.
Отгадывание загадок. Составление описательного рассказа о насекомом по плану. Запись
названий насекомых в тетрадь, зарисовка насекомого
Рассматривание изображения пчелы. Определение частей тела пчелы. Определение
пользы пчелы для человека. Правила поведения на пасеках. Чтение текста учебника
Слушание рассказа о насекомых-вредителях.
Рассматривание рисунка. Запись названий насекомых в тетрадь
IV четверть
Человек (10 ч)
53 Человек. Мозг
16
1
1
1
Показ на схеме частей тела человека. Чтение текста учебника. Рассматривание рисунков,
человека
54 Повторение. Профилактика
травм
головного мозга
55 Режим дня.
Проверочная работа №1
56 Часы
1
1
1
57 Профилактика
переутомления
1
58 Загрязнение
воздуха
1
59 Загрязнение
воды
1
60 Загрязнения
почвы
1
61 Заповедники
1
62 Зоопарк
1
ответы на вопросы. Сравнение мозга собаки и лягушки по рисункам
Чтение текста учебника. Определение правил
профилактики травм. Запись правил профилактики в тетрадь. Объяснение по рисункам
правильного и неправильного поведения. Зарисовка иллюстрации правильного поведения
Работа со схемой частей суток. Определение занятий в разное время суток. Чтение текста
учебника. Выделение ответов на вопросы в тексте учебника. Составление рассказа о
любимом занятии вечером. Рассматривание часов. Определение предназначения часов
(будильник, настенные, ручные, песочные). Практическая работа по определению
времени. Составление режима дня, запись в тетрадь
Практическое разучивание физкультминутки для
профилактики переутомления. Запись комплекса
гимнастики в тетрадь
Выявление причин загрязнения воздуха по рисункам. Определение действий человека по
очистке воздуха. Придумывание пиктограмм, условных знаков, запрещающих
загрязнение воздуха. Чтение текста учебника, выделение ответов на вопросы
Выявление причин загрязнения воды по рисункам. Определение действий человека по
очистке воды. Придумывание пиктограмм, условных знаков, запрещающих загрязнение
воды. Чтение текста учебника, выделение ответов на вопросы
Выявление причин загрязнения почвы по рисункам. Определение действий человека по
очистке почвы. Придумывание пиктограмм, условных знаков, запрещающих загрязнение
почвы, зарисовка в тетрадь. Чтение текста учебника, ответы на вопросы
Определение понятия заповедник. Чтение понятия в тексте. Запись понятия в тетрадь.
Составление рассказа о занятиях людей, работающих в заповедниках, лесничествах.
Словарная работа (заповедник, лесничество)
Экскурсия в зоопарк. Слушание рассказа учителя о животных зоопарка. Рассматривание
объектов, зарисовка в тетрадь
Безопасное поведение (4 ч)
63 Правила поведения
в быту
1
64 Правила поведения в
школе.
1
Определение правильного поведения по иллюстрациям. Составление рассказа о
безопасном поведении. Выбор правильного поведения в стихотворном тексте. Заучивание
телефонов экстренной помощи. Правила поведения при беседе по телефону. Игра
«Телефонный звонок»
Ответы на вопросы. Разыгрывание ситуаций по правилам поведения в школе.
Составление рассказа по правилам поведения в школе. Рисунок «Как правильно вести
себя на уроке»
65 ПДД. Дорога
1
66 ПДД.
Пешеходный
переход
Проверочная работа №2
1
Определение частей дорог по рисунку. Работа с опорными словами (проезжая часть,
полоса движения, трамвайные пути, тротуар). Ответы на вопросы. Чтение и разучивание
правил поведения на дороге. Практическая отработка правил поведения на дороге
Рассматривание иллюстраций. Чтение правил перехода по «зебре» (по очереди, по
цепочке). Нахождение предложения в тексте по заданию учителя. Экскурсия
«Пешеходный переход». Практическая отработка навыков перехода дороги по
пешеходному переходу, светофору. Разучивание стихотворения
Материально-техническое обеспечение
1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант I МБОУ «Сугайкасинская ООШ» Канашского района Чувашской Республики;
2. Учебник "Мир природы и человека" 1 класс ( в 2-х частях), Н.Б.Ярочкина, М.А. Попова, Москва "Просвещение", 2017;
3. Учебник "Мир природы и человека" 2 класс ( в 2-х частях), Н.Б.Ярочкина, М.А. Попова, Москва "Просвещение", 2018;
4. Учебник "Мир природы и человека" 3 класс ( в 2-х частях), Н.Б.Ярочкина, М.А. Попова, Москва "Просвещение", 2018;
5. Учебник "Мир природы и человека" 4 класс ( в 2-х частях), Н.Б.Ярочкина, М.А. Попова, Москва "Просвещение", 2018;
6. Демонстрационный материал «Весна -лето», «Зима-осень», ООО ИПК «Панорама», 2012
7. Т. А. Шорина.Тематический словарь в картинках «Одежда.» Изд. «Школьная пресса», 2007 год.
8. Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром». Издательство ООО «Маленький
Гений» - Пресс, 2017.
9. Дидактические карточки «Овощи и фрукты». Издательство ООО «Маленький
Гений» - Пресс, 2017.
10. Дидактические карточки «Животные наших лесов». Издательство ООО «Маленький
Гений» - Пресс, 2017.
11. Дидактические карточки «Животные наших лесов». Издательство ООО «Маленький
Гений» - Пресс, 2017.
12. Таблицы по развитию речи: фрукты, овощи, насекомые, деревья, дикие животные, птицы, домашние животные, детёныши животных,
времена года, ягоды.
13. Термометр.
14. Набор муляжей овощей и фруктов.
15. Электронные образовательные ресурсы
16. Интерактивная доска, компьютер, документ- камера, принтер, ламинатор.